Здоровье ваших ног
Для плантографии используются: металлическая рамка размером 22 X 37 см, состоящая из двух частей, скрепленных друг с другом шурупами, с натянутой между ними полиэтиленовой пленкой толщиной 0,2 мм; контурограф для очерчивания стоп при строго перпендикулярном их положении к площади опоры; фетровый валик, укрепленный на деревянной ручке, для нанесения тонкого слоя краски на одну из сторон пленки.
Для отпечатков используется типографская краска, разведенная скипидаром (1 часть краски на 3 части скипидара), которую необходимо хранить в плотно закупоренном сосуде. Следует также помнить, что перед плантографией краску нужно тщательно взболтать, так как она сравнительно быстро осаждается.
Перед снятием отпечатка обследуемый должен принять привычную осанку: ему предлагают встать удобно, при этом учитывается естественный разворот стоп и расстояние между ними. Далее, сгибая ногу, он поднимает стопу, а врач пододвигает рамку с нанесенной на обратную сторону краской и листом бумаги и устанавливает стопу на пленке в прежнем положении. Нагрузка на обе конечности должна быть одинакова.
Во избежание непроизвольных движений стопой, особенно у детей младшего возраста, очерчивание нужно производить немедленно, а еще лучше до плантографии обвести стопу просто на столе и познакомить ребенка с ощущениями, которые ему предстоит испытать. Эта предварительная манипуляция поможет предотвратить смещение отпечатка при очерчивании. Кроме того, перед очерчиванием надо предупредить обследуемого, чтобы он все время стоял прямо; обычно дети во время очерчивания наклоняются вперед и супинируют стопу, чтобы лучше уследить за процедурой. В результате контурная линия и наружный край отпечатка сливаются, ширина отпечатка увеличивается. То же самое получается, если нет поддержки для рук и трудно сохранять равновесие.
Данные плантографии, характеризующие плоскостопие у взрослых, не могут являться основой для диагностики плоскостопия у детей. Дети дошкольного и школьного возраста имеют свои типичные отпечатки. На рисунке 10 представлены возрастные стандарты отпечатков (крайние их границы), с которыми необходимо для ориентации сравнивать плантограммы обследуемых. Перпендикуляр CD, проведенный к середине касательной АВ, делится на 3 равные части. Для 3 – 4-летних детей типичная ширина отпечатка будет ограничиваться серединой первой (от касательной) трети перпендикуляра CD. У детей 5 – 7 лет граница отпечатка пройдет между первой и средней третями перпендикуляра CD, а начиная с восьми до восемнадцати лет – через середину CD. Ширина отпечатков, превышающая границы, указанные для данного возраста, может являться показателем уплощения стопы.
Учитывая, что плантография весьма ориентировочно отражает состояние свода, ее следует сочетать с более точным методом – подометрией (измерением высоты бугристости ладьевидной кости).
С проблемой плоскостопия сталкиваются многие родители. И это действительно проблема, так как плоскостопие не просто косметический дефект. От состояния стоп ребенка зависит его здоровье.
Плоскостопие считается физическим недугом стопы. Стопа при заболевании уплощённая или абсолютно плоская: она касается поверхности всеми точками.
Стопа начинается формироваться с первых шагов малыша и становится похожа на взрослую стопу в возрасте трех – четырех лет. Если она формируется неправильно, то может возникнуть плоскостопие. В редких случаях, не более 3%, плоскостопие у малышей бывает врожденным.
До возраста пяти – шести лет у ребенка происходит развитие и формирование костей. Поэтому, до этого возраста определить, есть ли заболевание у ребенка достаточно сложно. Несмотря на это необходимо обращать внимание на определённые признаки, чтобы предотвратить возможную проблему.
До одного года у малыша происходит формирование стопы, он начинает делать свои первые шаги. Покажите ребенка ортопеду, чтобы избежать неправильного развития ножки и уточнить какие мероприятия проводить для профилактики развития плоскостопия.
Практически у всех малышей двух летнего возраста присутствует физиологического плоскостопие. Стопа выглядит совершенно плоской, так как не полностью закончено развитие костей и мышц. Амортизатором в это время служит жировая подушечка, которая и делает ножку плоской.
Плоскостопие у ребенка трех лет можно уже определить по некоторым признакам:
При этих признаках следует обратиться к ортопеду, для проведения начальной диагностики заболевания, снять отпечаток стопы, проверить состояние позвоночника. В возрасте семи лет обязательно пройти плановый осмотр для предотвращения заболевания. Помните, что вылечить плоскостопие в раннем возрасте достаточно легко. По достижению возраста 10 лет избавиться от этой патологии намного сложнее.
Это заболевание не смертельное, но, если не предпринимать меры, может иметь серьёзные последствия:
Плоскостопия у детей бывает двух видов:
Врожденная патология передается через гены родителей. Определить болезнь в 2-3 года может только опытный ортопед.
Приобретенная патология у ребенка может произойти из-за:
Формы приобретенного плоскостопия.
Развитие болезни можно заметить и предотвратить в самом начале развития. Признаки плоскостопия:
Плоскостопие бывает поперечным, продольным и сочетанным и насчитывает четыре стадии развития:
Степени плоскостопия у детей до 10 лет оцениваются по отпечаткам стопы. Как сделать отпечаток в домашних условиях?
Тщательно прокрасить любой смываемой краской или маслом внутреннюю сторону ступни. Ребенок должен стать ножками на альбомный лист бумаги и постоять на нем, не двигаясь от 30 секунд до одной минуты.
После этого можно оценить отпечаток. Если выемка в середине равняется половине ширины стопы – значит все в норме.
Ширина немного больше одной трети означает, что у малыша первая степень заболевания. Меньше одной трети – вторая степень и, если выемка отсутствует вообще – третья степень.
Плоскостопие – хроническое заболевание, и если не принимать меры, то оно прогрессирует и приведет к выше указанным последствиям. Лечение зависит от возраста и стадии заболевания. В стопе маленького ребенка хрящей больше, чем костей. Придать им правильное положение достаточно легко. Шанс правильного окостенения при этом очень большой.
В комплексе с массажем и лечебными физическими упражнениями отлично зарекомендовали себя проверенные народные средства:
Не забывайте, что эти методы являются только вспомогательными. Для получения эффективного результата необходимо заниматься лечебной гимнастикой, проводить массаж и носить ортопедическую обувь.
Комплекс должен быть разработан опытным ортопедом. Вначале упражнения проводятся вместе с инструктором, затем можно выполнять их с ребенком самостоятельно.
Рекомендуемый комплекс упражнений:
В детском возрасте эффективен на все стадиях плоскостопия. Массаж состоит из разминаний, поглаживаний, растираний и поколачиваний. В результате таких приемов усиливается кровообращение и восстанавливается тонус мышц. Массаж делается без усилий, он не должен причинять боль.
До годика массаж ребенку делает мама. Подросток может выполнять массаж самостоятельно. Эффективно использовать ортопедические коврики, мячи, валики и любые другие массажеры.
Ортопедический коврик легко сделать своими руками. На кусочек ткани наклеиваются или пришиваются пуговицы, галька, пластмассовые крышечки, шершавые плоские предметы.
Также большая польза от хождения босиком по песочку, гальке, траве или по лесным тропинкам. Идеальный выбор для ребенка – использование гидромассажеров.
Назначается ортопедом при 1 и 2 стадии заболевания. Продается такая обувь только в специализированных магазинах, купить можно по специальному рецепту. При третьей стадии обувь можно заказать только на специальных заводах.
Ортопедические стельки также рекомендуют носить при плоскостопии. Они удерживают стопу в правильном положении, разгружают позвоночник, улучшают кровообращение и общее самочувствие.
При правильном подходе можно исправить плоскостопие у ребенка или избежать заболевания. Для этого необходимо выполнять простые действия:
Выполняя эти несложные рекомендации, можно предотвратить появление плоскостопия и сохранить здоровье ребенка.
Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которой происходят изменения в ее продольном или поперечном своде. Заметить начало деформации сложно, так как месяцев до 7-9 на стопу ребенка не возникает никаких нагрузок, а до 2-3 лет роль амортизатора выполняет жировая прослойка стопы. К 5-6 годам свод стопы завершает формирование и тогда можно понять, имеются ли отклонения. Однако обнаружить начало заболевания можно в любом возрасте. Если ребенок часто жалуется на боль в ногах и утомляемость, его обувь деформируется, а каблуки снашиваются с внутренней стороны – стоит забеспокоиться.
К сожалению, многие родители не придают этому значения, некоторые вообще не считают плоскостопие заболеванием. Между тем, врачи все чаще диагностируют его у детей. Статистика сигнализирует, что уже 65% дошкольников имеют плоскостопие, а в течение школьных лет их количество возрастает.
Если проблему оставить без должного внимания родителей и специалистов, в дальнейшем у ребенка могут развиться серьезные нарушения позвоночника, суставов, что приводит к болям в голове, спине, ногах. Другими словами, плоскостопие вполне может привести к потере здоровья!
Фото: Определить плоскостопие можно самостоятельно
Ребенка, достигшего пяти лет, обязательно нужно обследовать у ортопеда. Только грамотный специалист сделает правильные выводы. Дело в том, что данное заболевание не так просто, как кажется.
Начинать лечение, как и при любом другом недуге, нужно с выяснения причин его возникновения. Плоскостопие может быть как врожденным, так и приобретенным.
Второй вариант недуга подразделяется на паралитическое, рахитическое, травматическое и статическое.
Врожденное плоскостопие встречается нечасто, а спровоцировать его могут отклонения во внутриутробном развитии. В качестве лечения новорожденному накладывают шины, гипсовые повязки, делают массаж и лечебную гимнастику, позднее подбирают ортопедическую обувь.
Фото: Виды плоскостопия
Паралитическое плоскостопие у детей лечение которого также должно начинаться своевременно, возникает в результате паралича мышц ног, не способных фиксировать стопу в нужной форме. Оно способно развиться на фоне полиомиелита, детского церебрального паралича.
Лечение назначается в виде ортопедической обуви, специального массажа, физиопроцедур, курса лечения минеральными водами. Сложные случаи требуют хирургической коррекции мышц и сухожилий.
Рахитическое плоскостопие у детей возникает при рахите, когда кости становятся мягче, а мышцы и связки слабеют. От нагрузки стопа как бы сплющивается. Лечение в таких случаях предполагает назначение витамин (особенно D), массажа, лечебной гимнастики, ортопедической обуви.
Фото: Рахитическое плоскостопие
Травматическое плоскостопие у детей лечением которого должен заниматься грамотный ортопед, развивается после переломов стопы, лодыжки, плюсны, повреждения связок стопы. Лечение выбирается в зависимости от степени деформации. Назначаются физиотерапия, ЛФК, массаж, подбирается ортопедическая обувь. В особо сложных ситуациях показана хирургическая помощь.
Статическое плоскостопие — самый распространенный вид заболевания. Его может спровоцировать избыточная масса тела, неправильно подобранная обувь, наследственная слабость связок, излишняя нагрузка на опорно-двигательный аппарат, неправильная походка. Лечением является, прежде всего, устранение причин: снижение веса, подбор правильной обуви, укрепление связок, дозирование нагрузок, коррекция походки; массаж и постоянные упражнения.
Фото: Статическое плоскостопие
Из эффективных упражнений, нацеленных на борьбу с опасным «недругом», можно отметить:
— попеременное хождение на носках, пятках, внутренней и наружной поверхностях стоп;
— перекатывание и бросание мяча ногами;
— поднимание пальцами ног с пола мелких предметов;
— сминание и разрывание газеты пальцами ног;
— сгибание и растопыривание пальцев ног;
— прокатывание скакалки ногами от пальцев до пяток;
— хождение босыми ногами по грубой ткани, песку, мелким камешкам.
Фото: Полезные упражнения при плоскостопии
Выполнять упражнения нужно ежедневно минут по 10-15. А чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и интересным для ребенка, можно купить или сделать своими руками «дорожку здоровья»: плотную ткань или клеенку прошить участками по 8-10 см и заполнить их попеременно: каштанами, горохом, фасолью, желудями. Можно сделать «ребристый коврик», зашив в него гимнастические палки. Дети без напоминаний с удовольствием могут подолгу ходить по таким дорожкам и коврикам, особенно, если сами принимали участие в их изготовлении.
Многим родителям тяжело самостоятельно проводить занятия с ребенком, но так как лечение требует регулярности, можно попросить инструктора ЛФК сделать видеозапись специальных упражнений и ребенок сможет ежедневно делать их самостоятельно, совершенствуя и импровизируя.
Любое заболевание нужно лечить комплексно. Правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание в сочетании с лечением значительно ускорят выздоровление. И помните, что если обнаружено плоскостопие у детей лечение не может быть отложено на потом!
Поперечное плоскостопие и вальгусная деформация первого пальца стопы (hallux valgus), как правило, связанные друг с другом заболевания. Понятие поперечное плоскостопие применяется тогда, когда свод образованный головками плюсневых костей уплощается, в результате чего стопа перестает выполнять свою рессорную функцию. При поперечном плоскостопии наблюдается расширение и распластанность переднего отдела стопы, различные деформации пальцев, образование болезненных натоптышей, а также специфический болевой синдром называемый метатарзалгией.
Вальгусная деформация первого пальца является наиболее распространенной деформацией стоп.
Более 65 процентов женщин знакомы с этой деформацией стоп не понаслышке. Ежедневное ношение модной остроносой, узкой обуви на высоком каблуке способствует неправильному перераспределению нагрузки на стопу, что и является основным фактором, приводящим к образованию «косточки» или «шишечки» в области первого пальца. Интересно, что это заболевание почти никогда не встречается в культурах, которые не носят обувь. Наследственному фактору также отводится не последняя роль. Наличие «шишечки» на стопе и искривление первого пальца это не только косметическая проблема, так как за ней маскируется сложная ортопедическая патология, которая требует незамедлительного лечения. В этой статье мы расскажем Вам, что такое поперечное плоскостопие и вальгусная деформация первого пальца, при каких условиях они развиваются, а также какие еще заболевания могут стать причиной болевого синдрома в переднем отделе стопы (метатарзалгии) и какие варианты лечения доступны на данный момент.
Передний отдел стопы образуют плюсневые кости и фаланги пальцев. Большой палец или первый палец стопы состоит из двух фаланг. Сустав между 1-ой плюсневой костью и первым пальцем называется плюсне-фаланговым.
Это очень важный сустав, без которого нормальная ходьба невозможна. Большой палец и первый плюсне-фаланговый сустав играет большую роль во время отталкивания стопы от земли при ходьбе. Сила, с которой большой палец отталкивает стопу от поверхности в три раза больше, чем сила остальных четырех пальцев вместе взятых.
Поперечный свод стопы образуют головки плюсневых костей. Вершиной свода является головка третье плюсневой кости, а опора при ходьбе осуществляется на головки первой и пятой плюсневых костей.
При поперечном плоскостопии головки 2,3,4 плюсневых костей опускаются книзу и соприкасаются с поверхностью при каждом шаге.
Головки 2,3,4 плюсневых костей при плоскостопии несут не свойственную им повышенную нагрузку. В области опустившихся головок плюсневых костей можно отметить образование болезненных мозолей и натоптышей. Хроническая компрессия нервов, при плоскостопии, в особенности между третьей и четвертой плюсневой костью приводит к образованию невромы пальцевого нерва или, как ее часто называют в медицине, невромы Мортона.
В отличие от большого пальца, другие пальцы стоп состоят из трех фаланг. Фаланги между собой образуют межфаланговые суставы. Межфаланговые суставы окружены капсулой, а кости соединены и удерживаются вместе прочными связками.
В области первого плюсне-фалангового сустава, под головкой плюсневой кости расположены две маленькие сесамовидные косточки. Несмотря на то, что эти косточки небольшие по размеру, они играют большую роль в осуществлении сгибательных движений большим пальцем.
Также сесамовидные косточки частично поглощают нагрузку на первую плюсневую кость при ходьбе. Если по каким-либо причинам сесамовидные кости травмируются или разрушаются, они могут быть источником сильной боли при передвижениях и даже потери трудоспособности.
При некоторых деформациях стоп, нагрузка на сесамовидные косточки возрастает, что также в конечном итоге приводит к болям и дискомфорту в области первого пальца.
Основой вальгусной деформации является наружное отклонение первого пальца, и выстояние внутрь головки первой плюсневой кости. Отклоненный наружу палец может оказывать давление на остальные пальцы, приводя к развитию и их молоткообразной деформации.
Выраженное выстояние головки первой плюсневой кости и увеличение давления на нее при ношении обуви приводит к формированию в этой зоне участка воспаления. При длительно протекающем воспалении в зоне головки первой плюсневой кости образуется характерная для вальгусной деформации первого пальца «косточка» или «шишечка». При длительном существовании вальгусного отклонения первого пальца дополнительно формируются остеофиты и костные экзостозы в области головки плюсневой кости, которые могут еще более усилить выраженность деформации.
Вальгусной деформации первого пальца часто сопутствует поперечное плоскостопие. Распластанность переднего отдела стопы и уплощение свода при поперечном плоскостопии проявляется опусканием головок 2-4 пальцев. Давление на мягкие ткани подошвы стопы опустившимися головками плюсневых костей является причиной развития боли и натоптышей на коже. Просторная обувь уменьшает вероятность появление вальгусной деформации первого пальца стопы и поперечного плоскостопия.
Наиболее частыми жалобами пациентов является боль в области переднего отдела стопы. Боль в переднем отделе стопы называется метарзалгия. Причиной метатрзалгии может быть не только вальгусная деформация первого пальца, но также и поперечное плоскостопие, молоткообразная деформация пальцев и.т.д.
Проблемы косметического характера и затруднения с подбором и ношением обуви также имеют большое значение для пациентов. Нередко пациентов беспокоит искривление не только первого, но и других пальцев стопы. У пациенток молодого возраста болевой синдром чаще всего не выражен, однако их беспокоит форма деформированной стопы. Также молодые пациентки опасаются возможного дальнейшего искривления пальцев, особенно если вальгусная деформация первого пальца (hallux valgus) передается в их семье по наследству по женской линии.
При клиническом осмотре определяется отклонение первого пальца и наличие разной степени выраженности болезненной «шишечки» или «косточки» в области внутреннего края стопы в проекции головки первой плюсневой кости. Кожные покровы в области «шишечки» могут воспаляться. Воспаление выражается в отечности, покраснении и резкой болезненности в области «шишечки».
Плантограмма дает представление врачу о состоянии сводов стопы пациента. Плантограмма это отпечаток стопы полученный в специальном аппарате. Процедура безболезненна и не доставляет дискомфорта пациенту.
При нормальной высоте поперечного свода, наиболее нагружаемыми участками переднего отдела стопы на плантограмме будут головки первой и пятой плюсневой кости. Распластанность стопы при поперечном плоскостопии будет иметь отражение на плантограмме, в виде смещения нагрузки на головки второй, третьей и четвертой плсюневой кости.
Кроме клинического осмотра врач выясняет анамнез заболевания, а также наличие и отсутствие сопутствующих болезней. Например, при ревматоидном артрите, ожирении и еще некоторых заболеваниях вальгусная деформация первого пальца наиболее распространена. Повышенные нагрузки на нижние конечности, например, при тяжелом физическом труде, избыточном весе, беременности могут также стать причиной болевого синдрома в стопе и стать факторами, предрасполагающими к развитию поперечного плоскостопия и вальгусной деформации первого пальца.
Рентгенография крайне важна для диагностики заболеваний стопы.
Рентгенограммы под нагрузкой позволяют оценить расположение костей стопы друг относительно друга, а также измерить углы между плюсневыми костями и пальцами. В зависимости от рентгенологической картины, результатов измерений углов между костями стопы, а также на основании данных клинического осмотра пациента, хирург определяется с методом лечения.
Консервативное лечение на начальных стадиях заболевания заключается в рекомендации пациенту носить комфортную обувь с широким носком и не высоким каблуком. В этом случае немаловажным для пациента, будет избавление от болевого синдрома, который возникает из-за давления внутренней поверхности узкой модельной обуви на «шишечку» большого пальца. Также врач индивидуально подбирает пациенту специальные ортопедические стельки, которые помогаю разгрузить область плюсне-фалангового сустава и снизить болевой синдром.
Доказано, что использование индивидуальных ортопедических стелек способствует коррекции некоторых не фиксированных эластичных деформаций стопы. Ортопедические стельки могут быть также эффективны в профилактике заболеваний и деформаций стоп. При вальгусной и молоткообразной деформации пальцев, а также при поперечном плоскостопии, от постоянного давления и трения выступающих участков стопы о поверхность обуви, образуются болезненные натоптыши и мозоли. Использование специальных силиконовых пластинок и прокладок между кожей и обувью, а также адекватный уход за кожными покровами поможет избежать образования омозолелостей кожи стопы.
В том случае, если поперечное плоскостопие еще на начальных стадиях, а деформация первого пальца не очень выражена, описанные выше несложные мероприятия помогут замедлить прогрессирование болезни и улучшить качество жизни, не прибегая к операции.
Показанием к оперативному лечению при вальгусной деформации первого пальца (hallux valgus) и поперечном плоскостопии может быть безуспешность консервативного лечения, затруднения с подбором и ношением обуви и плохо купирующийся болевой синдром.
Выбор вида оперативного вмешательства зависит от выраженности деформации, возраста пациента и уровня его повседневной активности. Основная задача хирурга-ортопеда — это восстановление нормальной опороспособности стопы после операции, а также избавление пациента от боли и постоянного дискомфорта при ходьбе.
У сильно пожилых пациентов, с низкой степенью повседневной активности, операция обычно ограничивается удалением «косточки». Продолжительность такой операции минимальна по времени, а операционная травма незначительная. Риск осложнений от операции также находится на не высоком уровне. Около 80 процентов возрастных пациентов удовлетворены результатом подобной операции.
В тех случаях, когда пациент активен по жизни, еще не окончил трудовую деятельность, возможно, занимается спортом, предпочтительным является выполнение реконструктивных операций на стопах с целью исправления деформаций и восстановления нормальной безболезненной опоры на ногу.
Известно огромное количество различных операций на костях и мягких тканях. Большинство из них на данный момент имеют лишь историческое значение.
Сутью любой операции по исправлению деформированных костей является создание с помощью специальных инструментов искусственного перелома в области деформации, исправление формы кости с последующей фиксацией кости в правильном положении специальными металлоконструкциями (спицы, винты, пластины скобы).
Вышеописанные операции на костях в медицине называются остеотомиями, что в переводе дословно означает пересечение кости.
К наиболее часто применяемым операциям при вальгусной деформации первого пальца (hallux valgus) можно отнести остеотомии SCARF, Chevron, Akin.
При остеотомии SCARF производится Z-образный пропил первой плюсневой кости.
Половинки первой плюсневой кости сдвигаются друг относительно друга по линии опила до устранения деформации и скрепляются в новом положении специальными винтами Герберта.
Особенностью винта Герберта является его относительно небольшие размеры при высокой прочности, а также особая форма и шаг резьбы.
Благодаря подобной конструкции достигается высокая степень фиксации и компрессии в зоне остеотомии при вкручивании винта. Винт закручивается внутрь кости, не выступает за ее пределы, поэтому его можно не удалять в будущем, так как он абсолютно не мешает пациенту. Применение винтов Герберта в хирургии стопы избавило пациентов от необходимости длительной гипсовой иммобилизации стоп после операции, а также позволило уже на следующий день после хирургического вмешательства начать самостоятельно ходить.
Остеотомии плюсневой кости типа SCARF и Chevron часто сочетают с операциями на основной фаланги первого пальца, что позволяет улучшить результаты операции, как косметические, так и функциональные. К наиболее часто используемым в практике остеотомиям основной фаланги можно отнести операцию Akin.
Остеотомия Akin позволяет хирургу, изменяя плоскость и направление пропила, добиться необходимой наиболее полной коррекции деформации стопы. К преимуществам этой операции можно отнести и то, что ее можно выполнять через проколы кожи, то есть малоинвазивно. Это позволяет сократить сроки лечения и реабилитации. Фиксация костей осуществляется винтами Герберта или скобами.
Еще одной операцией при вальгусной деформации стоп, дающие наилучшие отдаленные результаты, является шевронная остеотомия.
Шевронная остеотомия многие годы применяется за рубежом и возможно даже является «золотым стандартом» в лечении hallux valgus. Это очень надежная и хорошо зарекомендовавшая себя операция, которая при правильном исполнении дает отличные результаты.
Уровень осложнений после реконструктивных операций (SCARF, Chevron, Akin, Weil) не превышает 5-7 процентов. Невысокий уровень осложнений свидетельствует о достаточной безопасности и эффективности этих оперативных вмешательств.
Корректное выполнение вышеперечисленных операций позволяет в значительной мере снизить выраженность болевого синдрома, восстановить трудоспособность пациентов, а также улучшить качество их жизни.
Несомненными преимуществами современных операций на стопе является возможность выполнить вмешательства сразу на обеих ногах, отсутствие необходимости последующей иммобилизации гипсом, допустимость передвижений с опорой на стопы в специальной обуви уже на следующий день после операции.
Некоторые операции при вальгусной деформации стоп производятся практически в амбулаторных условиях. Швы удаляются через 12-14 дней после операции. В послеоперационном периоде необходимо ношение обуви, позволяющей разгрузить передние отделы стоп.
Сроки, в течение которых необходимо использовать данную обувь, определяются индивидуально.
Лечение заболеваний и деформаций стопы, в том числе и малоинвазивными способами, является одним из приоритетных направлений в работе нашей клиники. Реконструктивные оперативные вмешательства на стопах проводятся на современном медицинском оборудовании с использованием качественных и зарекомендовавших себя расходных материалов, фиксаторов и имплантов, произведенных крупными мировыми производителями.
Однако стоит отметить, что исход операции зависит не только от оборудования и качества имплантов, но и от навыка и опыта хирурга. Хирурги нашей клиники имеют большой опыт лечения заболеваний и деформаций стопы в течение многих лет.
Плоскостопие — это деформация стопы, сулящая очень и очень серьёзные проблемы со здоровьем в будущем. Но, к счастью, поддающаяся коррекции в детском возрасте.
Лучшие средства профилактики и лечения плоскостопия, которые доступны для применения в детском саду, описываются в материалах данного тематического раздела. Это и специальные занятия лечебной физкультурой, и самостоятельное изготовление ортопедических ковриков и массажных «дорожек здоровья», и готовые комплексы упражнений по упреждению и профилактике плоскостопия. Абсолютное большинство материалов — не теоретические выкладки, а живой опыт работы педагогов. Что, разумеется, повышает их пользу и ценность.
Содержится в разделах:
Показаны публикации 1-10 из 347 .
Все разделы | Плоскостопие. Профилактика, консультации
Трубочки для профилактики плоскостопия у детей Изготовление и использование нестандартного оборудования для детского спортивного уголка в детском саду. Цель: Укрепление физического здоровья детей и профилактика плоскостопия Задачи : -Укрепление и оздоровление организма ребенка -Создание условий для гармоничного развития.
Индивидуальный образовательный маршрут. Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Цель: Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Ожидаемый результат : укрепление мышц голеностопного сустава, спины, живота; снижение показателя по нарушению осанки и плоскостопия Срок реализации,режим занятий Специалист Направление работы Основное.
Публикация «Консультация для родителей «Профилактика. » Консультация для родителей по теме: «Профилактика плоскостопия» Что же такое плоскостопие и для чего нужна профилактика? Родители часто задают такой вопрос и не воспринимают плоскостопие как серьезное заболевание. Это неправильная позиция. Одним из самых распространенных.
Пособие из бросового материала для профилактики плоскостопия В детском саду мы большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Все мы знаем, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Профилактика.
Проект «Сохраним стопы здоровыми». Профилактика плоскостопия у дошкольников Автор проекта: Прошева Людмила Михайловна Участники проекта: дети, родители группы, руководитель по физической культуре. Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год. База реализации проекта: МАДОУ «Детский сад №7».
Упражнения для профилактики плоскостопия у детей ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Полезные упражнения для стопы 1. «Совушки» Цель: самомассаж стоп. Материал: канат, гимнастическая палка или обруч. Содержание упражнения: переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп.
Статья «Семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия у детей. » Семинар-практикум для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы». Цель: Знакомить родителей с особенностями строения детской стопы; рассказать о причинах появления плоскостопия; учить диагностике и профилактике плоскостопия;.
Профилактика и коррекция детского плоскостопия Профилактика и коррекция детского плоскостопия Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребенка. Установлено, что.
Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и нарушению осанки на 2017–2018 учебный год Цель: формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Оздоровительные задачи: — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. — совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к.
Консультация «Профилактика плоскостопия у детей» Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться в профилактике и лечении рахита и прочих неврологических заболеваний, которые могут спровоцировать плоскостопие. В период, когда ребенок делает свои первые шаги, следует.
Собственный инновационный педагогический опыт
«Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия и осанки»»
инструктора по физической культуре МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида» Кауриной Ларисы ФатиховныАктуальность и перспективность опыта.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. В физическом воспитании большое значение имели народные игры, отражающие быт и культуру.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является освоение и введение в работу такая инновационная методика в физическом воспитании как корригирующая гимнастика. Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Данная гимнастика тонизирует весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращает простудные заболевания. Укрепляет дыхательный тракт. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на вторую половину дня.
Концептуальность. Новизна опыта заключается в следующем: — выявлена динамика формирования осанки и сводов стопы в зависимости от используемых средств и условий организации непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»; — определено содержание образовательной деятельности средствами физических упражнений, способствующих профилактике и коррекции нарушений осанки у дошкольников; — разработана структура непосредственно образовательной деятельности, позволяющая интегрировано реализовывать образовательные и оздоровительные задачи. Из этого следует, что разработанные комплексы корригирующей гимнастики применяются и усовершенствуются в режиме двигательной активности дошкольников в дошкольном учреждении, тем самым способствуя улучшению физической подготовленности детей, повышая силовую выносливость мышц. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Данный опыт может быть примен?н при: сочетании с любой общеобразовательной программой; проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»; при организации кружка корригирующей направленности; при внедрении в режим двигательной активности дошкольников, как в детском саду, так и дома.
Наличие теоретической базы опыта. Анализ последних исследований и публикаций научно-методической литературы показал, что самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки — физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения корригирующей ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения — в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.
Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., «Примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О.В. Бурляева и др. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», Н. В. Козлова «Я — человек»,М.Ю. Картушина «Зеленый огонёк здоровья»,В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»,Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность»,направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.
Программа Васильевой М.А. предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма реб?нка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса, что немало важно. Т. Картушина предлагает включать комплексы корригирующей гимнастики в образовательную деятельность и в общеразвивающие упражнения. Анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами призна?тся приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными не только педагогам, но и самим детям, родителям.
Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применении элементов корригирующей гимнастики для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата у детей в режиме двигательной активности в детском саду. Что способствует укреплению мышечного корсета и повышает физические возможности детей. Длительность работы над опытом Работа над опытом началась в 2012 году и была разделена на несколько этапов.
Первый этап – констатирующий. Задачи: -диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей; -выявление проблем, противоречий, нуждающихся в решении; -отбор содержания, поиск методик, оздоровительных технологий в образовательный процесс с использованием корригирующих упражнений; -прогнозирование ожидаемых результатов.
Второй этап – формирующий. Задачи: — разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», конспектов по корригирующей гимнастике, комплексов утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений, домашних заданий; — реализация разработанного плана работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников; конспектов кружка «Корригирующая гимнастика»; комплексов утренней гимнастики; — отслеживание процесса развития двигательных способностей, силовой выносливости мышц спины, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; — корректировка содержания намеченной работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в системе физического воспитания дошкольников; — распространение опыта среди сотрудников ДОУ, родителей, инструкторов по физической культуре, на городских методических объединениях, семинарах. На данном этапе происходило внедрение и использование элементов корригирующей гимнастики в режим двигательной активности дошкольников. С каждым годом число родителей, заинтересованных в посещении их детьми кружка становилось вс? больше. Третий этап – контрольный. Задачи: — обработка полученных данных; — соотнесение результатов с поставленными целями. Начальный этап работы предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня физического развития детей. Основной этап работы направлен на решение выявленной проблемы и использование новых технологий в физическом воспитании детей. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии работы по решению обозначенной проблеме.
Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Работа по физическому воспитанию начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневной деятельности, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Цель работы — воспитание здорового и физически развитого реб?нка через использование корригирующих упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: профилактика заболеваний ОДА; повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств реб?нка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: водной, основной и заключительной.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)
Основная часть включает – упражнение общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя. Что способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Важно отметить, что дети предпочитают другим формам занятий по физической культуре, корригирующую гимнастику после сна, сюжетные ОРУ, а также самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства.
Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семь?й.
Система работы с семь?й включает в себя:
1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы, направленной на физическое, психического и социальное развитие реб?нка; 3)
обучению конкретным при?мам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания;
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности необходимо использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания ; тематические консультации ; педагогические беседы; дни открытых дверей; открытые занятия по физической культуре ; стенды (уголки) для родителей, где помещаются консультации, необходимые для того, чтобы работа с детьми велась не только в детском саду, но и закреплялась дома.
Одним из необходимых условий реализации личностно- ориентированного подхода в воспитании, обучении и оздоровлении детей является организация образовательного процесса на диагностической основе. Для диагностики и оценки качественных параметров двигательного развития дошкольников и укрепления опорно-двигательного аппарата была использована диагностика, состоящая из двух блоков: Первый блок включает общую диагностику физической подготовленности детей. Второй блок направлен на диагностику силовой выносливости мышц спины у детей, посещающих кружок корригирующей гимнастики.
При проведении диагностики было выявлено что, высокий уровень физической подготовленности дошкольников к концу 2012-2013 уч. г. вырос на 39%, к концу 2013 – 2014 уч.г.- 47%.
Как показывают результаты после систематического использования корригирующих упражнений нормативы выполнения основных видов движения, и функциональные возможности организма изменяются в лучшую сторону. Дети результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляют элементы творчества в двигательной деятельности. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Это является свидетельством того, что систематическое использование корригирующих упражнений в режиме двигательной активности дошкольников положительно влияет на укрепление мышечного корсета.
Размер файла: 24 kB Загрузок: 0
Плоскостопие у детей что это такое
Отекла нога под гипсом