Здоровье ваших ног
Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.
При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.
Принято выделять 2 разновидности нарушений:
В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.
Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.
Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны упражнения для осанки: детям они доступны в возрасте 5–7 лет.
При уже сформировавшемся нарушении осанки в этом возрасте можно корректировать его с помощью специальных, лечебных упражнений. Они направлены на укрепление мышц в проблемной зоне и на общее развитие мышечного корсета.
Дошкольникам недоступна целенаправленная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская гимнастика проводится в игровой форме.
Упражнения, которые можно выполнять ребенку 6–7 лет:
Комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки можно выполнять с ребенком и в профилактических целях, пока сколиоз не сформирован. Они несложны и доступны в домашних условиях. Дополнить их можно движениями с гимнастической палкой:
В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.
У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.
Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.
После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, гимнастической палкой или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.
Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:
Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.
Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.
Осанка играет немаловажную роль в жизни человека, он должен быть стройным, подтянутым, с высоко поднятой головой, расправленными плечами, походка легкой и непринужденной. Нарушенная осанка не только портит внешний вид, она может привести к серьезным проблемам – смещению внутренних органов, в результате нарушается их функция, развивается большое количество разных заболеваний. Особенно заметны такие проблемы в возрасте.
Важно постоянно следить за осанкой, очень много разных способов лечения, одним из лучших является лечебная физкультура. Самостоятельно лучше всего не рисковать выполнять упражнения, лучше всего, если вам в этом поможет специалист.
Вы должны позаботиться о естественном правильном положении тела:
1. Спиной развернуться к стене, крепко прижаться пятками, лопатками, затылком, ягодицами, важно следить за головой, ее нужно держать прямо.
2. Аккуратно нужно отойти от стены. Такое положение вы должны держать всегда, упражнение выполняется несколько раз, так вы сможете адаптировать свое тело, осанка будет всегда правильной.
Постоянно важно следить за своей спиной, когда вы работаете сидя. В данной ситуации, все будет зависеть и от мебели, потому что нужно тщательно выбирать:
1. Сиденье должно иметь глубину не меньше, чем 37 см.
2. Обязательно нужно придерживаться пропорций. Человек с ростом 180 см должен иметь стол, высота которого не меньше 80 см, стул должен быть не меньше, чем 50 см.
3. Стул ставьте так, чтобы сиденье заходило немного под рабочую поверхность.
4. В сидячем положении необходимо через каждый час выполнять комплекс упражнений для осанки. Постоянно следить, как вы сидите за столом: для этого туловище нужно ровно держать, голову слегка наклонить, опереться на спинку стула, ноги присогнуть в коленных суставах.
Одной из часто причин является постоянная нагрузка на спину, из-за этого повреждаются межпозвоночные диски, все это приводит к тому, что плечевой пояс и таз становятся асимметричными. Для предупреждения проблемы советуют для ребенка выбрать ранец, а для взрослого рюкзак. Если ситуация безвыходная, нужно при ношении тяжести постоянно менять руки.
Обратите внимание, чтобы проблемы с осанкой не возникали, нужно иметь сильное туловище, мышечную систему шеи, которая будет постоянно помогать человеку тело держать вертикально. Если этого не сделать, мышцы быстро устанет, у человека возникнут проблемы с осанкой, появится сутулость.
Кроме того, что формируется привычка – правильная осанка, мышечную систему нужно всегда поддерживать в норме, так будет развиваться сила в них. Для этого ежедневно нужно выполнять комплекс упражнений для шеи, живота, спины.
Упражнения ЛФК выполняются минимум 3 раза в неделю, если вы хотите, чтобы ваша осанка была все в правильном положении, упражнения должны выполняться каждый день. Обратите внимание на такие виды спорта, как быстрая ходьба, лыжи, плавание, бег. При нарушенной осанке советуют обязательно записаться на плавание, когда человек находится в воде, у него приходится меньшая нагрузка на позвоночник, он может без проблем распрямиться, диски межпозвоночные восстанавливаются.
1. Стать ровно, ноги на ширине плеч, вдохнуть – наклонится вперед, достать пальца до пола, после выдохнуть. Затем выпрямить спину и сделать глубокий вдох.
2. Положение- ноги на ширине плеч, руки должны быть на затылочной области, голову, локти отвести назад, прогнуть грудь. Выполнить круговые движения. После сделать вдох и медленно выдыхать. Упражнения выполняются не меньше, чем 7 раз в разные стороны.
3. Эффективно при нарушенной осанке выполнять упражнение – вращение головой – сначала в правую сторону, затем в левую. Также советуют обратить внимание на наклоны головы в разные стороны.
4. Стать на колени, руками упереться в пол. Затем сделать в груди прогиб, голова поднимается вверх, взгляд устремляется в потолок.
5. Лечь на живот, крепко закрепить ступни, вытянуть руки, взять в них небольшой мешок с песком. Немного прогнуться и поднять груз, затем выдохнуть.
6. Сесть на пол, сделать опору на руки, после выполняется вдох. Одновременно поднимаются руки и ноги. После выдох и расслабиться.
7. Ладони кладутся на лоб. Голова опускается, задерживается дыхание, сопротивление рук вы должны постоянно преодолевать. Упражнение выполнить около 4 раз, отдых не больше 5 секунд.
8. Стать, ноги на уровне плеч, не спеша выполнить наклон вперед. Затем расслабить руки и хорошо потрясти ими, не забывайте дышать.
9. Лечь на спину, ноги, руки разводятся в сторону, мышцы хорошо расслабить. Выполняйте глубокие вдохи – выдохи.
10. С помощью такого комплекса можно заметно улучшить состояние осанки. Выполняется он утро после того, как вы выпьете 200 мл сока или чая с лимоном, можно вечером через 2 часа после приема пищи или за 1 час до того, как ложитесь спать.
Часто многие врачи советуют носить специальные корректоры – бандаж, корсет, это неправильно, потому что из-за них мышечная система спины еще больше расслабляется, начинает атрофироваться. Бандаж часто используется при грыже для того, чтобы снять напряжение со спины, при искривлении позвоночника его использовать нельзя.
Лучшим способом корректировки является тренажер на ноги. На нем легко заниматься, он помогает тело поддерживать в правильном положении, укрепляет мышцы, формирует осанку.
Итак, если вы вовремя пройдете курс терапии при нарушенной осанке, в дальнейшем у вас не будет проблемы. Если заболевание будет запущено, вы не сможете уже улучшить состояние спинных мышцы, связок, позвоночник окостенеет, в данной ситуации необходима будет операция. Также помните о том, что всегда нарушение в осанке приводят к серьезным патологиям с внутренними органами, в них нарушается кровообращение, они постоянно сдавлены.
Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.
У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.
К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.
К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.
К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.
Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.
Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.
Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).
В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.
Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.
Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Причины развития нарушений осанки:
— слабость естественного мышечного корсета ребенка;
— несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;
— неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.
Различают три степени нарушения осанки.
I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.
В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).
В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.
Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.
Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.
На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.
Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.
Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.
Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.
Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.
Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
— обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
— укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
— осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.
Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.
Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).
В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.
В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.
В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки
1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки (см. Приложение 2).
2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.
Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.
Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.
К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).
Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.
Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.
Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.
Формы ЛФК. Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.
Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.
Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).
После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.
Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки
Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.
Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.
Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.
Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Коррекционная работа с детьми
«Специальные физические упражнения при нарушениях осанки, ожирении, плоскостопии»
Крецул Екатерина Владимировна
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечнососудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься специальными физическими упражнениями.
Физические упражнения оказывают оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Специальные физические упражнения при нарушении осанки.
1. ИП — стоя. Принятие правильной осанки за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
2. ИП — лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в ИП.
3. ИП — то же. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.
Упражнения для укрепления мышечного корсета.
Для мышц спины, ИП — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.
1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.
2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, и стороны, к плечам.
1. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.
Для мышц брюшного пресса, ИП — лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.
I. Сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах поочередно.
I. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
.1. Поочередное сгибание и разгибание ног ни весу — «велосипед».
4. Руки за головой. Поочередное поднимание прямых ног вперед. То же упражнение и сочетании с различными движениями рук.
Симметричные. ИП — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое,
1.Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в ИП.
2. Сохрани срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленных суставах, приподнять — «рыбка».
3. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподними, прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться — «лодочка».
В жизнедеятельности человека осанка имеет огромное значение. Правильная осанка – это нормальное, здоровое положение позвоночника, а он, как известно, отвечает за работу всех органов и систем нашего организма. Правильная осанка – это не только залог здоровья, но и символ красоты, жизнестойкости и уверенности в себе. В наш прогрессивный век каждый человек как никогда уделяет внимание своему внешнему виду и сохранению своего здоровья. Поэтому сегодня для каждого человека актуальна потребность в знаниях о том, как поддерживать свое здоровье, используя лишь собственные силы, желание и время. Универсального комплекса физических упражнений по улучшению осанки не существует. Здесь нужна каждодневная работа над собой, и выполнять ее надо сознательно и умело. Если вы сегодня осознанно следите за своей осанкой — это очень хорошо. Обратить внимание сегодня хочу на то, что осанку можно не просто «держать». Еще можно и помочь своему организму определенными упражнениями, т.к. правильная осанка — это не просто привычка — это работа определенной группы мышц. Соответственно укрепляя их, мы способствуем и закреплению правильной осанки.
Специальные физические упражнения при ожирении:
1. Встать прямо, руки на поясе. Поворачивать туловище влево- вправо, 5-6 раз в каждую сторону.
2. Встать, руки в стороны. Наклониться вперед и достать правой рукой левое колено, вернуться в исходное положение. Затем, левой рукой достать правое колено, вернуться в и.п. Повторить по 5-6 раз каждой рукой. Через некоторое время занятий – доставать не колени, а пальцы ног.
3. Встать прямо, руки за голову в замок. Поворачивать туловище влево-вправо, по 10 раз в каждую сторону.
4. Лечь на спину, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх, руками прижать колено к животу, вернуться в исходное положение. То же самое левой ногой. Каждой ногой повторить 5-6 раз.
5. Исходное положение то же. Выполнять упражнение «велосипед» и «ножницы».
6. Лечь на спину, руки за голову в замок. Поднимая корпус, сесть и снова лечь. Повторить 3-5 раз. Ноги прямые.
7. Сесть на пол, ноги вытянуть. Наклоняясь вперед, старайтесь руками достать пальцы ног, а головой коснуться коленей. Повторить 5 раз.
8. Встать прямо, руки опущены. На вдохе медленно подняться на носки, на выдохе – опуститься на пятки и слегка присесть, не отрывая пяток от пола. Выполнить 10 раз.
9. В медленном темпе выполнить 7-10 приседаний.
10. Ходить, высоко поднимая колени в течение 1 минуты.
При желании упражнения в комплексах можно менять или выполнять их с гантелями в руках и на ногах.
Кроме специальных упражнений, при ожирении полезно заниматься:
• Ездить на велосипеде,
• Ходить на лыжах,
• Кататься на коньках,
• Заниматься аэробикой и плаванием
Выбирайте тот вид спорта, который вам больше всего нравится – тогда и заниматься вы будете с удовольствием, и это принесет больше пользы.
Ожирение проявляется повышенным отложением жировой ткани в организме. Чаще всего заболевание возникает при избыточном питании высококалорийной пищей, содержащей жиры и углеводы. Это первичное ожирение, алиментарное, особенно усугубляющееся малой физической активностью.
Ожирение , которое проявляется при заболеваниях желез внутренней секреции и центральной нервной системы (ЦНС), называется вторичным.
Ожирение служит фактором риска для возникновения атеросклероза, диабета, гипертонической болезни.
При первичном ожирении различают четыре степени:
I степень — масса тела на 15-29 % выше нормального,
II степень — на 30-49 %,
III степень — на 50-100 %,
IV степень — более 100 %.
Для вычисления нормальной массы пользуются чаще всего весоростовым показателем Кетле (высота роста минус 100 соответствует нормальной массе). При этом принимают во внимание, что в возрасте свыше 30 лет масса тела может быть больше у мужчин на 2,5-6 кг, у женщин — на 2,5-5 кг, особенно с учетом объема грудной клетки (узкая, широкая, нормальная).
Ожирению сопутствуют различные выраженные изменения сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся дистрофией миокарда, поражением сосудов, сердца, мозга и нижних конечностей; высокое стояние диафрагмы и уменьшение ее подвижности приводит к уменьшению дыхательной емкости легких; увеличивается секреция желудочного сока; повышенная масса перегружает опорно-двигательный аппарат и в сочетании с измененным обменом веществ способствует возникновению артроза;снижается физическая работоспособность. При правильном комплексном лечении, включающем физические упражнения и рациональную диету, все проявления ожирения исчезают. Показания к назначению лечебной физкультуры: первичное и вторичное ожирение I, II, III, IV степеней. Применяют утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, упражнения на тренажерах, дозированные прогулки по ровной местности и с восхождениями (терренкур), специальные упражнения в бассейне, плавание в открытых водоемах, бег, туризм, греблю, катание на велосипеде, лыжах, коньках, подвижные и спортивные игры.
Физические упражнения при плоскостопии .
Физические упражнения при плоскостопии направлены на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы. После гимнастики надо делать теплые ванночки для ног в течение 10—15 минут. Температура воды не должна превышать 37° С. Полезно добавлять в воду морскую соль, настои ромашки или шалфея, а также разводить в ней мыльную пену.
Перекатывайтесь с пятки на носок.
2. Поверните стопы носками вовнутрь так, чтобы большие пальцы касались друг друга. Затем разверните их, чтобы соприкоснулись пятки. Ноги от пола не отрывайте.
3. Поднимайте с пола пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы, например карандаши.
4. Подтягивайте пальцами ног тонкий коврик или полотенце.
5. Покатайте стопами мяч.
6. Обопритесь руками о стул. Приподнимите правую ногу и, считая до десяти, делайте круговые движения стопами. Затем повторите то же самое, но уже левой ногой.
7. Пальцами правой ноги проведите снизу вверх по боковой поверхности голени левой ноги. Затем поменяйте положение ног.
8. Ноги поставьте вместе. Сгибайте и разгибайте пальцы ног.
9. Поднимайте пальцы ног как можно выше. При этом пятки от пола не отрывайте.
10. Походите на носках босиком, не сгибая коленей. Руки держите на поясе, локти отведите назад, спину прогните.
11. Походите сначала на пятках (пальцы при этом поднимайте как можно выше), а затем на носках.
12. Поднимитесь на носки. Разведите пятки врозь, затем сведите их вместе и опуститесь на всю ступню. Повторите пять раз.
13. Разведите пятки в стороны и поднимитесь на носки. Сосчитайте до пяти и опуститесь на всю стопу.
14. Походите в течение минуты, перекатываясь с носка на всю ступню. Ноги должны быть немного согнуты в коленях.
15. Скользя носком левой ноги вперед, одновременно поднимитесь на носок правой ноги. Затем, скользя носком правой ноги вперед, одновременно поднимитесь на носок левой ноги.
16. Поднимитесь на носки и походите по комнате пружинистым шагом.
17. Походите на наружных краях стоп, а затем на внутренних.
18. Положите на пол скалку и постойте на ней в течение 30 секунд.
19. Стоя на скалке, делайте низкие приседания, одновременно поднимая руки до уровня груди.
20. Энергично надавливайте пальцами ног на пол в течение 30 секунд.
21. Легко побегайте на носках в течение минуты.
22. Потанцуйте вальс.
23.Походите босиком по шерстяному ковру.
Плоскостопие — это уплощение продольного и поперечного сводов стопы. В начале своего развития оно проявляется в виде повышенной утомляемости ног при стоянии и ходьбе, а в дальнейшем присоединяются боли в подошве, которые обуславливаются растяжением связок, суставов и давлением костей на нервные стволы. Боли могут передаваться в область голени, бедра и поясничную область.
Профилактика плоскостопия заключается в укреплении мышц ступни и ее суставно-связочного аппарата. При развившемся плоскостопии врач обычно рекомендует супинатор (ортопедическая подкладка в обувь). Однако ношение супинатора должно сочетаться с коррегирующеи гимнастикой для стопы, а также самомассажем, охватывающим нижние конечности и особенно мышцы стопы и внутренней поверхности голени. При плоскостопии важно содержать ноги в идеальной чистоте. Показаны закаливающие ножные ванны перед отходом ко сну. Обувь должна быть точно по размеру, подошва должна быть упругой, толстой, каблук — широким и невысоким.
Таким образом, оздоровительный эффект физических упражнений связан прежде всего с повышением возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина снижением артериального давления и ЧСС.
Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.
Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики плоскостопии, осанки.
Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий специальными физическими упражнениями на организм человека.
Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.
Нарушение осанки у детей заметно невооруженным глазом не только квалифицированному ортопеду-травматологу, но и родителям. Сгорбленная спина, ассиметричность плечевого пояса, выпячивание живота – классические проявления патологии. Примерно в 30% случаев смещение вертикальной оси туловища обусловлено наличием сколиоза (боковым отклонением позвоночного столба).
Осанка у детей формируется до 24 лет в связи с постоянным ростом тела. На этом фоне любое воздействие может спровоцировать искривление позвоночного столба в горизонтальной и фронтальной плоскостях, поэтому важно ежегодно проверять наличие искривлений вертикальной оси.
Любое отклонение от вышеприведенных признаков свидетельствует о наличии патологии.
Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:
Во фронтальной плоскости появляется сколиотическая дуга. Она не является заболеванием в отличие от сколиоза (бокового искривления оси позвоночника), а лишь следствием повышенного тонуса скелетной мускулатуры в одной половине туловища.
1 степень – ребенок при желании может принять нормальную позицию, но в свободной позе прослеживается искривление позвоночной оси;
2 степень – деформация устраняется при висе на турнике или шведской стенке, и выпрямлении туловища;
3 степень – искривление остается при выпрямлении и висе ребенка на гимнастической штанге.
Осанка у детей при смещении оси позвоночника в боковую плоскость называется сколиотической дугой. Без выполнения рентгенографии позвоночного столба в прямой и боковой проекциях ее сложно отличить от истинного сколиоза. Тем не менее, искривление позвоночника во фронтальной плоскости в 3 и 4 степень приводит к инвалидности детей.
Виды сколиоза и нарушений осанки у детей
Сколиоз более характерен для девочек в возрасте 12-14 лет при быстром росте и половом созревании. В данном случае изменения связаны с тем, что мышечно-связочный аппарат не успевает приспосабливаться к быстрому росту костной структуры.
Нарушенная осанка у детей может сочетаться с позвоночным горбом. При обзоре спины ребенка с данной патологией отчетливо выделяется большое выпячивание в грудном отделе. Дети с позвоночным горбом не могут опереться о спинку стула при сидении и всегда жалуются на боли в грудном отделе позвоночника.
Правильная осанка у детей должна формироваться с самого юного возраста. Как предотвратить искривление позвоночника у грудничков:
Родители должны помнить, что все их предыдущие старания по формированию правильной осанки у детей могут быть перечеркнуты неправильной посадкой за школьной партой или ношением тяжелого рюкзака на одном плече.
Неправильная осанка у детей требует обязательной постановки их на диспансерный учет. При этом ортопед-травматолог определит оптимальные методы коррекции:
При сутулости, плоской и круглой спине необходимо ориентировать детей на регулярное выполнение упражнений (не реже 3 раз в неделю).
Перед выполнением лечебной гимнастики необходимо проработать позу правильной осанки. Установите ребенка возле стены и положите на голову книгу. Необходимо удерживать ее максимальное время. С помощью данной тренировки подсознательно закрепляется правильная поза.
Для профилактики искривления спины следует обращать внимание на следующие особенности:
Заостряем внимание родителей на том, что частой причиной нарушения осанки у детей является плоскостопие. К сожалению, неправильное формирование свода стопы у малыша не настораживает родителей. Тем не менее, при ходьбе у ребенка с плоскостопием вес тела приходится на суставы и позвоночник, нарушается амортизационная функция последнего.
Поскольку плоская стопа у детей вначале не болит, проблема не доставляет дискомфорта. Болевой синдром возникнет лишь когда в костях отложатся соли кальция, а в организме человека не хватит сил для обеспечения функции передвижения.
С течением времени вслед за плоскостопием возникнет варикозное расширение вен нижних конечностей по причине нагрузки на кровеносную систему ног.
Вследствие быстрого развития осложнений врачи пытаются лечить нарушения осанки сразу после обнаружения. Эффективность терапии напрямую зависит от заинтересованности пациента в правильности, регулярности и длительности выполнения рекомендаций врача.
Упражнения при нарушении осанки позволяют укрепить мышечный корсет спины, улучшить динамические свойства скелетной мускулатуры и предотвратить дальнейшее смещение позвоночника.
Курс лечебной гимнастики необходимо проводить регулярно и длительно. Систематичность выполнения упражнений не должна быть меньше 3 раза в неделю.
Гимнастические упражнения для выравнивания спины в зависимости от механизма действия классифицируются на 2 вида:
Статические упражнения предназначены для укрепления «медленных» мышечных групп. Данные волокна чаще находятся в тоническом состоянии и очень медленно расслабляются. При искривлении оси позвоночника «медленные» мышцы с одной стороны туловища находятся в спазмированном состоянии. Чтобы его предотвратить назначаются статические упражнения.
Тренировка динамической скелетной мускулатуры направлена на повышение ее эластичности. В данном случае укрепляются «быстрые» мышечные волокна. Они способны быстро сокращаться и расслабляться. Активируются при активных физических движениях.
Гимнастические упражнения по особенностям воздействия на мышцы можно разделить на 3 разновидности:
Симметричные упражнения воздействуют на симметричные группы мышц с обеих сторон туловища. Ассиметричные – направлены на укрепление отдельных мышечных волокон. Комбинированные варианты включают в себя обе вышеперечисленные группы.
Приведем примерный перечень упражнений, которые применяются для исправления деформации позвоночника у детей:
Вышеприведенные упражнения для детей могут выполнять и родители. Они удобны тем, что не требуют длительных повторов и укрепляют мышечный корсет спины.
В заключение хотелось бы напомнить, что не существует таких лекарств, которые бы сделали мускулатуру сильной, а связки эластичными. Только лечебная гимнастика способна привести к королевской осанке.
Пустота на больших пальцах ног
Подошвы ног болят