Здоровье ваших ног
Начиная со второго полугодия жизни, ребенок постепенно приучается к «прямохождению». В этот период увеличивается нагрузка на нижние конечности (ноги). При правильном развитии и ношении хорошей обуви, происходит физиологическое развитие ног. При различных заболеваниях, постоянной нагрузке на ноги, чрезмерных физических упражнениях могут появиться различные изменения нижних конечностей, одним из которых является плоскостопие.
В норме стопа ребенка имеет вогнутое строение. Это строение зависит от силы мышц, которые прикрепляются к костям стопы. Некоторые мышцы тянут кости кверху, другие – книзу. При нормальном строении свод стопы имеет угол равный 90?. Если у ребенка развивается плоскостопие, то этот угол увеличивается, и в зависимости от степени может иметь значения, приближающиеся к прямому углу (180?).
Плоскостопие – это уплощение стопы. Если взять подошву ребенка, смазать ее краской и приложить к бумаге, то вы получите отпечаток стопы, в котором можно выделить закрашенные и не закрашенные участки. В медицине данное исследование получило название плантографии, и помогает установить наличие и степень плоскостопия. Для определения наличия плоскостопия проводят прямую линию через центр отпечатка между третьим и четвертым пальцем. В норме закрашенная часть не должна выходить за эту линию. Если она выходит у ребенка за нее, то у него есть плоскостопие. В зависимости от того, какое отношение между закрашенной и не закрашенной частями, устанавливается степень плоскостопия (1, 2 или 3).
Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Врожденное плоскостопие развивается во время внутриутробного роста ребенка. На развитие этого заболевания в большей степени оказывают влияние заболевания матери, чем окружающая среда. Очень часто может прослеживаться наследственный фактор при развитии врожденного плоскостопия. Особенностью врожденного плоскостопия является ярко выраженная клиническая картина. Развивается данное состояние из-за того, что происходит неправильное прикрепление мышц к костям, и мышцы слишком сильно разгибают стопу. В некоторых случаях при врожденном плоскостопии изменения стопы могут быть настолько серьезными, что стопа принимает вид пресс-папье, когда центр стопы выгнут наружу, а пальцы и пятка подняты вверх. При таком состоянии ребенку очень тяжело ходить, поэтому он нуждается в оказании медицинской помощи.
Приобретенное плоскостопие может быть травматическим, рахитическим, паралитическим и статическим. Наиболее часто среди детей встречается статическое плоскостопие. Эта форма плоскостопия развивается из-за повышенной нагрузки на нижние конечности и от длительного систематического стояния. Чаще всего данное плоскостопие начинает развиваться в 3-4 года. Помимо постоянных нагрузок статическое плоскостопие может развиться при неправильном ношении обуви.
Обувь ребенка должна быть удобной, необходимо наличие небольшого каблука. Обувь должна быть не слишком твердой, но и не слишком мягкой. Очень важно, чтобы нога плотно была обхвачена обувью, а не шаталась из стороны в сторону. Поэтому очень важно учитывать еще и полноту стопы при выборе обуви. Очень важно, чтобы ребенок дома бегал босиком, так как это способствует правильной нагрузке на ноги.
Травматическое плоскостопие развивается вследствие неправильно сращения костей после перелома. В некоторых случаях данный тип плоскостопия может развиваться из-за нераспознанных разрывов связок.
Рахитическое плоскостопие развивается на фоне недостатка в организме ребенка витамина Д. Витамин Д необходим для усвоения кальция в организме, который идет на строительство костей. Если в организм ребенка поступает недостаточно кальция, то это ведет к тому, что кости становятся более мягкими и податливыми. Так как во втором полугодии жизни ребенка увеличивается нагрузка на ноги, то это приводит к изменению строения стопы. Помимо изменений стопы у ребенка наблюдаются и другие проявления рахита: искривление костей нижних конечностей, уплощение затылка, появление характерных наростов на ребрах (рахитические четки).
Паралитическое плоскостопие связано с развитием паралича мышц нижних конечностей, которые в связи с этим не могут удерживать стопу в правильной форме. Очень часто такое состояние наблюдается после перенесенного полиомиелита.
Основным симптомом плоскостопия является повышенная утомляемость при ходьбе. Нагрузка на стопу при ходьбе не равномерная, и по этому дети быстро устают, у них появляются боли в стопе, в некоторых случаях они могут подниматься в икроножные мышцы. Чаще всего боли усиливаются к вечеру, после отдыха боли проходят полностью. В некоторых случаях, при тяжелом плоскостопии, детям становится намного удобней ходить на внутренней поверхности ноги.
Для постановки диагноза проводят осмотр стопы ребенка, обращая внимание на наличие естественных структур стопы. Для более точного обследования проводят плантографию. Одним из способов уточнения диагноза является рентгенографическое исследование стопы с расчетом угла свода стопы. Постановка диагноза на основании одного осмотра не возможна, поскольку у детей более, чем у взрослых, развита жировая ткань стопы, и это может быть внешне похоже на плоскостопие, но в действительности им не являться.
После установки точного диагноза начинают лечение. При врожденном плоскостопии прибегают к наложению гипсовых повязок, которые закрепляют стопу в правильном положении. Эти повязки накладывают на срок 7-10 дней, после чего их снимают и накладывают повторно. Лечение продолжается 8-10 недель. После завершения лечения назначают курсы массажа и физиопроцедур. Хирургическое лечение при врожденном плоскостопии показано только в крайнем случае, когда невозможно добиться адекватной коррекции другими способами.
Для исправления приобретенного плоскостопия показано назначение ребенку массажа и проведения лечебной физкультуры. Во время лечебной физкультуры детей просят походить на носочках, на пятках, на внутренней и наружной поверхностях стопы. Необходимо, чтобы дети пытались взять пальцами ног веревочку с пола, бросали мяч, удерживая его двумя ногами. Все эти упражнения вы можете легко проводить в домашних условиях самостоятельно. Хороший эффект оказывает проведение занятий на песке.
Ношение ортопедических стелек зависит от возраста ребенка. Если ребенок дошкольного возраста, то рекомендуется ношение обуви с твердой подошвой и небольшим каблуком. В этом возрасте не рекомендуется ношение ортопедических стелек. Начиная со школьного возраста, у детей увеличивается нагрузка на ноги, что связано с занятиями физической культурой, поэтому в этом возрасте рекомендуется ношение ортопедических стелек, которые подбираются индивидуально врачом ортопедом. Если у ребенка резко выраженный болевой синдром при ходьбе, то рекомендуется выведение стопы в правильное положение и фиксация ее гипсовой повязкой. Оставляют повязку на 2-3 недели, после чего повязку снимают, и опять одевают ее, но уже с меньшей фиксацией. Повторно повязки накладываются на 3-4 недели. После их снятия ребенку рекомендуется массаж и ношение ортопедических стелек. Хирургическое лечение показано только при очень тяжелых случаях плоскостопия у детей старшего возраста.
Лечение и профилактику плоскостопия необходимо начинать как можно раньше.
Продолжительность одного занятия 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носочках, затем попрыгать через скалку (также на носочках) — на одной и на двух ногах.
1. Упражнение «каток» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
2. Упражнение «разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
3. Упражнение «маляр» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
4. Упражнение «сборщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
5. Упражнение «художник» — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. Упражнение «гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.
7. Упражнение «кораблик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
8. Упражнение «мельница» — ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.
9. Упражнение «серп» — ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
10. Упражнение «барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
11. Упражнение «окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
12. Упражнение «хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.
Для профилактики плоскостопия необходимо носить правильную обувь, всегда можно проводить с ребенком упражнения, которые применяются во время лечебной физкультуры, особенно на пляже, в песке. После длительного хождения рекомендуется принять теплую ножную ванну.
Деформирующий остеоартроз сустава стопы
Болит кость на ноге что делать