Здоровье ваших ног
Первые шаги ребенка родители воспринимают как очень радостное семейное событие. Но оно может быть омрачено выявлением такой ортопедической патологии, как вальгусная деформация стоп. Это нарушение, обычно, становится очевидным как раз к моменту начала хождения и спустя некоторое время. О причинах проблемы и о том, что делать в этой ситуации, рассказывает известный детский врач и автор книг о детском здоровье Евгений Комаровский.
Вальгусной в медицине называется такая деформация стоп, при которой они находятся в крестообразном положении по отношению друг к другу, напоминают латинскую Х. Чаще всего, заметной патология становится, когда ребенок пытается наступать на ножки и делать первые шаги — патология выражается в том, что при ходьбе опирается кроха на внутреннюю часть стопы.
Шаги такому малышу даются чрезвычайно трудно — он быстро устает, иногда испытывает боль, сами шаги шаткие и неуверенные. Ортопеды описывают это состояние с точки зрения процессов, происходящих в стопах — пальчики и пяточки развернуты наружу, средняя часть стопы несколько опущена. Если ножки выпрямить и прижать друг к другу в коленной области, расстояние между косточками лодыжек будет более 3-4 сантиметров. Если при этом будет существенно снижена высота свода стопы, то ортопеды будут говорить уже о том, что у ребенка плосковальгусные стопы. Вальгусное плоскостопие считается самым часто встречающимся диагнозом в детской ортопедии.
Такое искривление стоп, бывает двух видов: врожденное и физиологическое (приобретенное). В первом случае — ножки искривляются еще в период внутриутробного развития плода под воздействием неких факторов, о которых медицина знает еще не так много. Врожденные патологии стопы обычно бывают довольно тяжелыми, и разглядеть их возможно в первые 2-3 месяца самостоятельной жизни ребенка.
Приобретенная деформация часто связана с ошибками в развитии и функционировании опорно-двигательной системы, связочного аппарата, сухожилий. Именно такие нарушения становятся очевидными ближе к годовалому возрасту. В группе риска — крохи с ослабленными мышцами, недоношенные дети, страдающие рахитом, перенесшие частые и тяжелые вирусные инфекции в первый год жизни. Ножки рискуют искривиться у деток, страдающих ожирением, так как нагрузка на нижние конечности при лишнем весе весьма значительна.
Иногда родители сами виноваты в возникновении патологии. Так, слишком ранняя постановка малыша на ноги вполне может «запустить» механизм деформации стоп, а недостаточная нагрузка на стопу, хождение исключительно по ровному полу могут стать причиной приобретенного плоскостопия или плосковальгусной стопы.
Плоскостопие пугает родителей ничуть не меньше. Однако Комаровский советует не паниковать, ведь с рождения абсолютно все дети имеют плоские стопы, это особенность младенцев. Свод стопы будет формироваться постепенно, по мере роста, нагрузок на ножки, и тут все в руках родителей, за исключением врожденных плоских стоп, которые можно исправить только хирургическим путем.
Различают четыре основных степени вальгусного недуга по выраженности дефекта и тяжести протекания:
Плоскостопие тоже имеет несколько степеней, которые аналогичным образом классифицируются по градусу отклонения свода стопы от нормы. Как и в случае с вальгусной деформацией, первая и вторая степени обычного плоскостопия лечатся довольно просто и достаточно быстро. С третьей и четвертой будет сложнее.
Диагноз ставит ребенку врач-ортопед. Делается это на основании визуального осмотра и назначенных дополнительных исследований, к которым относится рентгенография стоп, компьютерная плантография, подометрия. Если такие исследования не назначены, а врач ставит вам соответствующий диагноз, следует обратиться к другому врачу. Довольно часто маленьким пациентам с подтвержденной вальгусной патологией рекомендуется посетить врача-невролога, чтобы исключить проблемы с периферической и центральной нервными системами.
Как только будут выявлены причины, которые лежат в основе видоизменения стоп, доктор установит тип поражения по этиологии:
При диагностике плоскостопия используются те же приемы и способы исследования.
Окончательно стопа ребенка формируется только к 12 годам, поэтому многие проблемы, найденные специалистами и самими родителями в более нежном возрасте можно и нужно исправить именно до этого момента, говорит доктор Комаровский.
Обычно лечение как плоскостопия, так и вальгусного искривления, направлено на то, чтобы укрепить связочный аппарат, мышцы стопы, сформировать свод. Для этого назначают ножные ванны, лечебный массаж, магнитотерапию, электрофорез, плавание, лечебную физкультуру. При врожденной патологии иммобилизируют нижние конечности при помощи гипса. При отсутствии желаемого эффекта от всех этих мер, ребенку может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.
Вокруг детской обуви и всего, что с ней связано, ведется множество споров. Единого общепринятого мнения на этот счет не существует.
Я позволю себе поделиться некоторыми соображениями по теме.
Начнем с самого начала.
Что такое своды стопы, зачем они нужны?
Что такое плоскостопие? Отчего оно бывает и что в нем плохого?Стопу человека можно сравнить с автомобильной рессорой, которая обычно имеет форму дуги, но при увеличении мгновенной нагрузки (прыжках автомобиля по выбоинам и колдобинам) – уплощается, «гася» таким образом значительную часть сотрясения. Изношенная рессора теряет форму дуги. Ее участие в «погашении» сотрясения снижается. Поэтому сотрясение передается выше и механизм автомобиля изнашивается быстрее.
Плоская стопа – это аналог плоской рессоры. Это значит, что при плоских стопах во время ходьбы (а тем более – во время бега и прыжков) чрезмерно достается и коленным, и тазобедренным, и крестцово-подвздошным, и поясничным суставам.
То, что мы в просторечии называем плоскостопием, может быть проявлением разных состояний.
1) Анатомическое плоскостопие. (Pes planus)
При этом состоянии кости стопы расположены таким образом, что стопа постоянно остается плоской. В ряде случаев такое состояние требует оперативного вмешательства, в ряде случаев – может быть скорректировано консервативно. Такое плоскостопие встречается гораздо реже, чем функциональное плоскостопие (см. ниже).
2) Функциональное плоскостопие. (Pes valgus)
При этом состоянии стопа не имеет анатомических дефектов и без нагрузки имеет нормальную форму. Но при нагрузке наблюдается гиперпронация (чрезмерное вращение стопы внутрь, при котором медиальная (внутренняя) лодыжка опускается вниз, а внутренний угол, образованный ахилловым сухожилием, составляет более 186 градусов.)Выглядит это так, будто человек стоит не на всей стопе, а только на внутренней ее части. Происходит это потому, что мышцы, которые должны удерживать стопу ровно, работают плохо. (Более конкретно: поддержка сводов стопы обеспечивается мелкими подошвенными мышцами, сухожилиями мышц Tibialis posterior (основной мышечный стабилизатор продольного свода стопы), Tibialis anterior, Peronus longus. Также в поддержке сводов стопы участвуют плантарная фасция и связки, нормальное развитие которых зависит от активной подвижности суставов и достаточного локального кровоснабжения, обеспечиваемого работой мышц.)
При гиперпронации происходит перегрузка латеральных (наружных) суставных поверхностей костей стопы, а также перенапряжение связок и сухожилий, расположенных с внутренней стороны стопы. Кроме этого, гиперпронация стопы – существенный фактор в возникновении травм внутренней параллельной связки колена, внутреннего мениска, передней крестовидной связки и повреждений хряща надколенника. (Чрезмерная нагрузка на указанные объекты при гиперпронации прекрасно демонстрируется на модели и РКИ не требует ).
3) Два вышеописанных вида плоскостопия могут сочетаться (pes planovalgus).
С клинической точки зрения, спор о том, какой должна быть обувь для детей, не имеющих врожденных патологий, и нужна ли она вообще – это спор о предупреждении гиперпронации.
Большинство детей рождается без выраженных сводов стопы.
Развиваются они, как правило, лет до 10-12. Если в этот период нет достаточного развития мышц, поддерживающих стопу в оптимальном положении, то вес ребенка становится для них чрезмерным и развивается гиперпронация, т.е. функциональное плоскостопие.
Почему мышцы могут «задержаться» в развитии?
1) Недостаточная и однообразная активность.Например, если движения ребенка ограничиваются переходом от телевизора к компьютеру и обратно.
2) Ходьба по однообразно-ровной, твердой поверхности.
Например, если ноги ребенка не знакомы с другой поверхностью, кроме пола городской квартиры.
(Купленная «на вырост», доставшаяся от родственников и т.д.)
Иными словами, если ребенок с раннего детства ведет компьютерно-киношный образ жизни и ходит дома босиком, а на улице в кедах на два размера больше, чем нужно – функциональное плоскостопие ему обеспечено.
Что препятствует возникновению гиперпронации?
1) Разнообразная физическая активность.Ребенок с раннего детства проводит много времени на лестницах гимнастического уголка, подаренного умными заботливыми родителями на собственное рождение, много бегает, прыгает, плавает, много катается на велосипеде, зимой – на лыжах, то есть, ведет НОРМАЛЬНЫЙ для ребенка образ жизни.
2) Хождение босиком по разнообразной поверхности, требующее мгновенных реакций напряжения-расслабления разных групп мышц. (Чтобы не падать, не колоться и т.д.) Присутствует также положительный эффект от массажа плантарных поверхностей галькой, шишками и т.д.
3) Правильно подобранная обувь, которая будет помогать поддерживать стопу в оптимальном положении во время ходьбы по однообразно-ровной, твердой поверхности.
Таким образом, если ребенок основную часть времени проводит в городской квартире и не имеет доступа к подвижным играм, правильно подобранная обувь остается единственной преградой на пути возникновения функционального плоскостопия.
Что такое правильно подобранная обувь? Если мы не говорим о уже имеющихся нарушениях — она совсем не обязана быть ни «ортопедической», ни имеющей какие бы то ни было особенности, кроме перечисленных ниже.
1) Каблучок. Если пятка приподнята, то мышцы, поддерживающие своды стопы, более активно задействуются при ходьбе и, соответственно, лучше развиваются.
2) Жесткий задник не позволяет пятке «заваливаться» внутрь, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на мышцы.
3) Небольшая поддержка продольного (внутреннего) свода стопы (мягкая стелька-супинатор), как правило, свидетельствует о том, что обувь качественная, но ни в коем случае не должна причинять ребенку дискомфорт.(Подробнее о супинаторах см. ниже)
4) Нога не должна «ездить» внутри обуви.
Что делать, если у ребенка развивается плоскостопие?
1) Стараться выполнять рекомендации, препятствующие возникновению гиперпронации (см. выше).
2) Специальные упражнения, которые редко кто делает, поэтому на них не останавливаюсь.
3) Коррекционные стельки-супинаторы. К ним предъявляются два требования.
Первое: При нагрузке они должны удерживать стопы в нейтральном положении, формируя своды стопы и не позволяя стопам «заваливаться» внутрь.
Второе: они должны быть сделаны из упругого материала, чтобы сохранялась «рессорная» функция стопы (см. начало) Восстановление свода стопы без сохранения этой функции не имеет смысла. («Рессорная» функция стопы обеспечивается подвижностью в сочленениях Шопара (образуется пяточно-кубовидным и таранно-ладьевидным суставами) и Лисфранка (образуется предплюсне-плюсневыми суставами)).
Как показывает практика, такие устройства, даже у взрослых, могут способствовать устранению плоскостопия, за счет оптимального включения мышц tibiali anterior & posterior и peronus longus в движение стопы во время ходьбы/бега/прыжков. Применение таких супинаторов показано не только при функциональном плоскостопии, но и при анатомическом плоскостопии, не требующем хирургической коррекции.
Справедливости ради, нужно отметить, что существует такое нарушение, как «полая стопа» (pes cavus) — противоположность плоскостопию. Если пользоваться аналогией с автомобильной рессорой, то можно сказать, что нечто похожее получится, если на «Жигули» поставить рессоры от КАМАЗа, то есть, рессоры будут служить очень долго, но механизм «Жигулей» долго не проживет, поскольку его будет слишком трясти из-за неоправданной жесткости рессор. При таком состоянии показано применение специальных ортопедических стелек, призванных увеличить площадь соприкосновения стоп с поверхностью при ходьбе и уменьшить жесткость контакта.Также, существуют физиотерапевтические методики и ЛФК, направленные на снижение тонуса мышц, поддерживающих своды стопы.
Большинству читателей прекрасно знакомо по книгам и статьям знаменитое словосочетание «мать и дитя».
Для начала отмечу, что, говоря о бабушках, автор, разумеется, подразумевает и дедушек.
Немалые способности требуются для того, чтобы без пошлости и использования ненормативной лексики охарактеризовать роль.
Так уж повелось, что разнообразное питание традиционно рассматривается в качестве пренепременного атрибута не только.
Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.
Процесс поиска и поглощения пищи — основа существования всего живого.
Начнем с банальностей: без воды организм человека способен существовать несколько суток.
Пеленка — основной предмет младенческой одежды вот уже несколько тысяч лет.
Совершенно очевиден тот факт, что нормальные любящие родители очень трепетно относятся к питанию детей.
Как избежать всего этого? Что делать, если избежать не удалось? И ночь, как день.
В далекие советские времена телевидение, за очень редкими исключениями, вовсе не баловало нас душераздирающими ужастиками.
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно.
Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит.
Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех.
Но при очень большом количестве самых разных заболеваний на младенцев (детей первого года жизни) приходятся почти исключительно.
Проблемы эти совсем непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен — уж слишком велико количество специалистов.
Статья «Отдых не только для детей» была посвящена глобальным, стратегическим вопросам, рассматривала главные принципы.
В организме имеются группы клеток, выполняющие некие общие и схожие функции, эти клетки носят название «ткани».
Словосочетание «вирусный гепатит» с медицинского языка на человеческий переводится довольно просто — воспаление печени.
В последнее время слова хламидии и хламидиоз встречаются все чаще и чаще, а словосочетания «лечу хламидиоз» и «диагностика.
Нередко родители обращаются к детским врачам с вопросом, почему у ребенка под глазами появляются темные круги, напоминающие синяки. Если травмы и удара не было, ребенок не бился головой, то появление таких синяков впечатлительные мамы сразу расценивают как однозначный признак какого-то очень серьезного заболевания. На самом деле синяки под глазами не всегда говорят о каких-то патологиях. Однако они могут и на самом деле «сигналить» о нарушениях, говорит известный детский врач Евгений Комаровский.
На появление странных кругов под глазами время от времени жалуются родители каждого второго малыша. Синяк синяку — рознь, и очень важно понимать, какие синяки должны вызывать опасения и быть основанием для обследования, а какие — всего лишь индивидуальная черта внешности крохи.
Если у ребенка глазки посажены глубоко, то круги под глазами — лишь обычная черта внешности. Как правило, у кого-то из родителей есть точно такие же. Часто синяки сопутствуют светлокожим деткам, от рождения имеющим очень тонкую кожу, светлые волосы, голубые глаза. У них мелкие сосуды подходят настолько близко к тонкой полупрозрачной коже под глазками, что это действительно создает иллюзию синяков.
Оба этих случая не должны вызывать у родителей никаких опасений. Такие «косметические» синяки со временем могут, кстати, вообще пройти, поскольку лицевые кости черепа активно растут, меняют черты лица.
Наиболее безобидными причинами появления кругов под глазами, по словам Комаровского, являются банальное переутомление и недосыпание. Если родители растят ребенка без определенного режима, не настаивают на обязательном дневном сне, а также не регламентируют время, которое малыш проводит перед телевизором или монитором компьютера, то появление темных кругов — вполне понятное следствие сильной усталости.
Такие синяки обследования у врачей также не требуют. Достаточно наладить режим дня, проследить за тем, чтобы ребенок спал в тихий час, вовремя ложился вечером и полноценно отдыхал ночью. Мультфильмы и компьютерные игры — ограничить.
Довольно часто синяки под глазами появляются у детей, в кишечнике которых поселились паразиты. Происходит это потому, что гельминты выделяют продукты своей жизнедеятельности, которые являются токсичными для малыша. Одновременно с этим у ребенка снижается уровень гемоглобина в крови.
Нужно внимательно понаблюдать за чадом. Если к темным кругам присоединяются другие симптомы (снижение или увеличение аппетита, потеря веса, головные боли, зуд в области промежности), ребенка нужно обязательно показать врачу-инфекционисту, сдать анализы крови и кала. После лечения, направленного на избавление от паразитов, круги под глазами исчезнут без следа.
При несбалансированном питании, нерегулярных приемах пищи, а также в том случае, если в рационе ребенка есть продукты низкого и сомнительного качества, организм реагирует на этот гастрономический хаос общими системными нарушениями обмена веществ. При этом тоже появляются круги под глазами. Они могут быть свидетельством нехватки определенных витаминов, чаще всего группы В, витамина Е, А и D, а также кальция. Выявить эти нарушения помогут анализы крови и консультация педиатра.
Если ребенок недавно перенес заболевание, особенно вирусное, появление кругов под глазами вообще не должно удивлять родителей, считает Комаровский. Несовершенный детский иммунитет «устал», гемоглобин понизился. Достаточно дать ребенку отдохнуть после болезни, не вести его сразу в детский сад или школу, чаще гулять на свежем воздухе и есть побольше фруктов и овощей, чтобы такие круги под глазами исчезли в течение максимум одной недели.
На этом относительно «легкие» причины заканчиваются. Начинаются более серьезные.
Иногда круги под глазами свидетельствуют о патологических процессах, связанных с нарушением кровообращения, сбоями в лимфатической системе. Первое, что советует обследовать Комаровский — почки. Обычно УЗИ почек бывает вполне достаточно, чтобы вместе с анализами крови и мочи показать истинное состояние выделительной системы. Обычно у детей с заболеваниями почек круги под глазами сочетаются с образованием мешков, общей отечностью лица (особенно по утрам, после ночного сна)
Синие, насыщенного оттенка синяки могут свидетельствовать о проблемах с сердцем. Их появление связано с кислородным голоданием всего организма, которое развивается на фоне сердечно-сосудистых недугов.
Красные синяки и круги красноватого оттенка могут быть внешними проявлениями аллергии. Неадекватная реакция может быть вызвана абсолютно любым видом аллергии — пищевой, сезонной, лекарственной, аллергией на шерсть животных, домашнюю пыль.
Темные круги под глазами нередко сопровождают у детей воспаление и разрастание небной миндалины, которое в народе называют просто — «аденоиды». При этом нарушается носовое дыхание, иногда оно вообще отсутствует. Если в таком состоянии ребенок находится уже достаточно длительное время, на его лице появляются не только темные круги под глазами, но и особые мимические изменения, которые в медицине носят название «аденоидная маска» (рот полуоткрыт, подбородок опущен).
Коричневые круги — синяки могут быть признаком гепатита, заболеваний печени, щитовидной железы. Насыщенные желтые иногда являются признаком проблем с процессами кроветворения.
И уж совсем редко (но такое тоже бывает) круги под глазами появляются при заболеваниях в ротовой полости — например, при кариесе. В этом случае нужно довериться детскому стоматологу. После успешно проведенного лечения круги исчезнут уже на следующий день.
У карапузов в первый год жизни темные круги под глазами могут появляться из-за усталости, нарушения режима сна и бодрствования, а также по причине дефицита железа и основных витаминов (если в грудном молоке их по каким-то причинам недостаточно). Деток до 12 месяцев с такой проблемой обязательно нужно показать педиатру, чтобы получить исчерпывающие ответы на все вопросы.
«Скорую помощь» при темных кругах под глазами следует вызывать без лишних раздумий в двух случаях: если у ребенка резко заострились черты лица (запали глаза) и появились выраженные синяки, одновременно с этим возникли проблемы с дыханием, резкая слабость. Это может говорить об острых проблемах с сердцем, которые требуют скорейшей госпитализации и оказания квалифицированной медицинской помощи.
Второй случай — появление глубоких синяков под глазами на фоне рвоты или длительной диареи. В этом случае круги говорят о начавшемся остром обезвоживании. Дегидратация смертельно опасна для детей, особенно маленьких.
Евгений Комаровский советует не паниковать. Если у ребенка синяки — вовсе не черта внешности, то следует обратиться к педиатру. Доктор назначит лабораторные исследования крови, мочи, кала. При необходимости будет сделано УЗИ почек и мочевыводящих путей. Если причина в почках, лечить ребенка будут нефролог и уролог.
Если почки в порядке, педиатр направит вас к кардиологу, чтобы обследовать работу сердца. Доктор выяснит, нет ли у ребенка вегето-сосудистой дистонии, измерит артериальное давление, при необходимости сделает электрокардиограмму и УЗИ сердца и сосудов.
Если причина останется тайной, то педиатр обязан отправить ребенка к аллергологу, который проведет аллергопробы и выяснит, нет ли у чада на что-то аллергии. Лечение может быть назначено самое разное (в зависимости от истинной причины). Если глисты — то противоглистные средства и витамины, если аллергия — антигистаминные препараты, если поражения почек — мочегонное и антибиотики. Поскольку сами по себе круги — не болезнь, лечить непосредственно их нет никакой необходимости. Врачевать следует патологию, которая вызвала такой «косметический эффект».
Обычно с диагностикой причин проблем нет, говорит Евгений Комаровский. В 70% случаев (и даже более) тревоги родителей оказываются ложными — патологий не выявляется. Если для собственного спокойствия маме и бабушке крайне нужно провести ребенка по кабинетам специалистов и сдать кучу анализов, то пусть делают это. От лишнего обследования, по словам Евгения Комаровского, хуже еще никому не стало.
Самому же ребенку будет значительно лучше, если мама и папа пересмотрят его режим дня, обеспечат полноценный ночной отдых (в комнате, которую хорошо проветривают, где не жарко и не душно) и уже наконец-то «оторвут» чадо от компьютера и отправят гулять на свежий воздух.
Как правило, все круги и синяки под глазами проходят за несколько дней, если ребенок начинает вести активный образ жизни и правильно питаться. В рацион малыша домочадцы обязательно должны добавить продукты с высоким содержанием железа — куриный желток, гречневую кашу, морскую капусту, печень.
Когда родители и бабушки не могут его напоить, ребенок едет в больницу под капельницу. А там выясняется, что капельницу.
Если папа после работы с пивом и чипсами сидит на диване перед телевизором, то шансов, что у ребенка не будет большой.
. люди, к сожалению, недооценивают собственные возможности и рассчитывают, что придет врач и даст таблетку от всех.
. «кукушка» действительно позволяет очистить носоглотку от скопившихся слизи и гноя, но она не в состоянии уменьшить.
Необходимы очень быстрые и очень решительные шаги, а они невозможны в рамках действующей системы. Не медицинской системы.
. мушу зізнатися, що з кожним днем ??бажання та потреба говорити публічно стрімко зменшуються, що обумовлено практично.
. должен признаться, что с каждый днем желание и потребность говорить публично стремительно уменьшаются, что обусловлено.
. осматривая ребенка, врач ищет ответ на главный вопрос: это серьезно или ерунда? (вариант: лечить или само пройдет?).
Систему питания определяет не ребенок. Вообще семейную политику — что есть, где спать, куда идти, чем заниматься — определяют.
Алгоритм мужского поведения закладывается в голову мальчика тогда, когда он наблюдает за поведением своего отца, своего.
У этого образа матери-героини, который многим из вас кажется совершенно естественным, есть серьезнейший побочный эффект.
Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством.
Ни одно решение касательно ребенка не должно приниматься родителем в одиночку. Папа должен разбираться в том, как кормить.
Ребенок, который до 10–12 месяцев не видел ничего, кроме материнского молока, как правило, отказывается пить растворы.
«. мамы и папы совершенно не понимают разницы между первичным и вторичным иммунодефицитом. Не понимают и постоянно.
На протяжении 70 лет дифтерийная сыворотка поставлялась в Украину из единственного источника — России. Еще до Майдана.
Доктор Комаровский: «Нет правил — нет интернета» — это должен быть закон.
Я хочу ввести дискриминацию по отношению к здоровью. Я хочу, чтобы я, как работодатель, мог сказать: если ты куришь.
Лучшие дороги должны быть проложены не к мэрии, а к школе и детскому саду. Лучшие автобусы — школам. Трассы нужно перекрывать.
Любое действие в ущерб здоровью должно бить по карману: не пристегнулся, сел на велосипед без шлема, закурил, необоснованно.
Для детей очень важно предупреждение плоскостопия. Все детишки при рождении имеют абсолютно плоские стопы. Физиологическим плоскостопие у детей считается до 2-3 лет, так как подошвы их стоп снизу имеют жировую подушку. После того как ребеночек начал ходить, плоскостопие, постепенно исчезает и одновременно формируются углубления в сводах стоп. При недоразвитости, слабости или чрезмерном утомлении мышц стопы, по причине долгого нахождения малыша на ногах возникает плоскостопие.
Детишки предъявляют жалобы на боли в ногах при ходьбе, внутренний край обуви стаптывается, пятки сильно выступают кзади, своды стоп сглаживаются или вовсе не определяются, изменяется походка.
Летом детям необходимо чаще ходить и бегать по песку, по воде по берегу речки или моря в целях тренировки мышц свода стопы. В сосудах ног повышается скорость кровотока, это багоприятствует росту мышц в длину, ширину и толщину.
С 1-ых дней жизни ребеночка, для предупреждения плоскостопия, полезно щекотать подошвы его ног. При этом малыш сгибает пальчики, включив работу соответствующих мышц, в результате своды его стопочек углубляются.
Ответственный момент — выбор 1-ых туфелек, они должны подходить по размеру, не быть жесткими, иметь кожаную подошву и резиновый каблук высотой до 1 см, далее рекомендуется подбирать для ребеночка ортопедическую обувь. Не полезно надевать на детей комнатные туфли (тапочки), сланцы, а также всегда носить кроссовки.
Для выявления начальных форм плоскостопия детей осматривает врач-ортопед в 3 месяца, 1 год, 3 года, 6 лет, 7 лет, 10 лет, 15 лет, 16 лет. Если Вы подозреваете у ребенка плоскостопие, нужно показать его ортопеду. Ортопед может заподозрить плоскостопие при визуальном (внешнем) осмотре ребенка.
При осмотрах ортопеда с целью выявления плоскостопия проводится плантография. На стопы ребенка наносится специальная краска, и затем делается отпечаток стопы или обеих стоп на листе бумаги. По результатам плантографии можно выявить 4 степени плоскостопия: первая — лёгкая, четвертая — самая тяжёлая. Кроме этого плоскостопие у детей может быть продольным и поперечным.
Диагноз плоскостопие у детей и его степень подтверждается рентгенологически. Делается рентгенорафия стоп в двух проекциях. По её результатам выставляется окончательный диагноз.
Диагноз плоскостопие впервые выставляется обычно в 5-6 лет. При выявлении плоскостопия у ребенка, ему показаны лечебная физкультура, массаж голеней и стоп.
Юноши с плоскостопием 3-й и 4-й степени освобождаются от службы в армии.
Это всё про плоскостопие у детей. Желаю вам здоровья!
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет в своей речи придаточное предложение. Появляются вопросы «почему?», «когда?». Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин. Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопросы «почему?» или «когда?».
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Материал — геометрическая мозаика, к ней — карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры. Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец. Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к рисунку.
Называет 4 основных цвета. Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одинакового цвета, но разной формы (например, красный конус, красный кубик и др.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» (цвет чередует). Поведение ребенка — правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Появляются элементы ролевой игры. Материал — разнообразные ролевые игрушки.
Методика выявления — ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 мин. Поведение ребенка — отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?» Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Появляются сложные сюжетные постройки. Материал -разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу; если за столом, дается мелкий или средний материал, если на полу — крупный строительный (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например, гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь. Поведение ребенка — лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком. С помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их. Материал — бумага размером с тетрадный лист, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густоты сметаны). Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Изображение должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Поведение ребенка — самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см. Материал — палка, веревка, поднятая на указанную высоту. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку. Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного
Артрит суставов коленки
Уплотнение в венах ног