Здоровье ваших ног
Гимнастика при плоскостопии является элементом лечебной физкультуры (ЛФК). И в комплексе с ношением ортопедических стелек и массажем, является неотъемлемой составляющей при лечении и профилактике плоскостопия.
Лечебная физкультура (ЛФК) при плоскостопии помогает укреплять мышечно-связочный аппарат, который поддерживает сводчатое строение стоп и фиксирует их в правильном положении. Для этого применяется лечебная физкультура (лфк), ходъба по неровной поверхности (галька, гравий), по мягкому грунту (рыхлая почва, песок).
В домашних условиях удобно пользоваться специальным ортопедическим ковриком с покрытием в виде "камушков". Упражнения на таком коврике помогают восполнить недостаток двигательной активности, стимулируют работу мышц и связок стопы. Одновременно с этим происходит массаж подошвенных поверхностей.
Комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) у пациентов с плоскостопием:
Представленный комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) состоит из 12 упражнений, подходит для детей и для взрослых. Каждое упражнение нужно повторять 20 раз. Выполнение всего комплекса занимает 10-15 минут утром и вечером. Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий.
Упражнение «КАТОК» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «РАЗБОЙНИК» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «МАЛЯР» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «СБОРЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
Упражнение «ХУДОЖНИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «ГУСЕНИЦА» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
Упражнение «КОРАБЛИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
Упражнение «СЕРП» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение «МЕЛЬНИЦА» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Упражнение «ОКНО» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
Упражнение «БАРАБАНЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Упражнение «ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Прежде чем начать беседу, хочу представиться – зовут меня Любовь Зотеевна, по специальности я инструктор-методист по Физической культуре и ЛФК (лечебной физкультуре), работаю с детьми уже более 20 лет.
Все это время активной работы с детьми я собирала и накапливала информацию, преимущественно по укреплению и сохранению здоровья часто болеющих детей, в том числе с плоскостопием и нарушением осанки.
Центральное место в составленных мной комплексах упражнений занимают элементы Хатха-йоги, как наиболее физиологичной и естественной для человека. Большинство из них носят названия из живого мира и, соответственно названиям, повторяют движения и позы дерева, рыбы, кошки, аиста, льва. Детям так легче освоить и запомнить эти упражнения.
Немаловажной особенностью гимнастики Хатха-йоги в сравнении с другими физическими упражнениями является их статический характер. Выполнение здесь производится спокойными и плавными движениями, наполненными осмысленностью и оказывающими мягкую умеренную нагрузку на организм. Физические упражнения Хатха-йоги сочетаются с дыхательной гимнастикой и расслаблением.
Именно поэтому они рекомендуются ослабленным и часто болеющим детям, с плоскостопием и нарушениями осанки, избыточной массой тела, а также тем, кому требуется нормализовать работу внутренних органов, укрепить мышцы, улучшить осанку, развить гибкость. Использование методов физической культуры с профилактической или лечебной целью носит название ЛФК. Для дошкольников лечебная гимнастика (ЛФК) относится к приоритетным способам реабилитации, особенно в случаях нарушения осанки и плоскостопия. Осанка – это та поза, которая не требует мышечного напряжения и является привычной для расслабленно стоящего человека. Ее в первую очередь определяют форма и положение позвоночника, степень развития мускулатуры и угол наклона таза. Осанка у детей дошкольного возраста носит еще неустойчивый характер, и любые ее отклонения от нормальной относятся к дефектам или нарушениям, хотя и не считаются заболеванием. Первопричиной нарушений осанки являются происходящие в опорно-двигательном аппарате функциональные изменения, приводящие к возникновению условно-рефлекторных связей, которые приводят к утрачиванию навыка правильной осанки за счет закрепления неправильного положения тела. На осанку ребенка оказывают также влияние функциональное состояние мускулатуры и условия окружающей среды, которые отражаются в первую очередь на ослабленных детях, которые часто болели простудными заболеваниями, перенесли туберкулез или рахит, имеют недостаточное физическое развитие вследствие дефектов физического воспитания. Исправление нарушений и дефектов осанки вне зависимости от их характера – это достаточно длительный процесс, однако при помощи специальных упражнений результат достижим. Такие физические упражнения приводят к нормализации изгиба позвоночника, улучшению угла наклона таза, укреплению мышц спины и пресса, исправлению формы и положения грудной клетки. Естественно, их эффективность находится в прямой зависимости от исходных положений – лежа на животе и спине, стоя в упоре на коленях. Навык правильной осанки формируется в процессе выполнения упражнений для мышц, а его закрепление – во время упражнений на координацию и общеразвивающих. Для этих целей отлично подходят игры, правила которых предусматривают соблюдение нужной осанки. Деформация стопы, которая приводит к уменьшению высоты ее свода, супинационной контрактуре переднего отдела стопы и пронации пятки, называется плоскостопием. Оно приводит к изменению положения костей стопы вследствие патологического растягивания всех ее связок и опускания медиального края, ослабления вплоть до атрофирования мышц-супинаторов. Плоскостопие сопровождается снижением общей работоспособности, быстрой утомляемости и болям при ходьбе в икроножных мышцах. Плоскостопие выражается расширением и видимым уплощением стопы, преимущественно в средней части, пятка пронируется наружу. Подтвердить диагноз помогает плантография с использованием красящих растворов. При всех формах плоскостопия назначается ЛФК или лечебная физкультура для детей , которая обеспечивает возрастание силовой и общей выносливости мышц, нормализации двигательной сферы, увеличение физической работоспособности. Предлагаемая программа реабилитации в первую очередь решает задачу посредством лечебной физкультуры(ЛФК) укрепить здоровье ослабленных детей, а также увеличение силовой выносливости, укрепление мышц свода стопы и мышечного корсета;
Даже самые эффективные упражнения против плоскостопия требуют ежедневного повтора, если человек желает избавиться от патологии. Забота о стопах должна проводиться регулярно в сочетании с методами лечения, которые назначит врач.
Самые лучшие упражнения при плоском своде
Ортопеды рекомендуют ежедневно проводить лечебные упражнения разных видов со сменой положения тела (стоя, сидя на полу и на стульчике). Такой подход значительно повышает качество лечения.
Гимнастика против уплощения свода в положении стоя
Когда лечебная гимнастика для нижних конечностей выполняется в положении стоя, в процесс не включаются ягодичные и бедренные мышцы, а весь эффект процедур направлен на укрепление мышечного аппарата ступни и голени.
Что необходимо делать при плоскостопии:
ходить на пятках, носках и внутренних частях ступни;
выполнять перекаты со стопы на пятку по 20-30 раз ежедневно;
вращать стопы по часовой стрелке и против нее по 10-20 раз;
разгибать и сгибать поочередно пальцы ног по 5-10 подходов с каждой стороны;
стоять по 10 секунд на внутренней части ступни;
рисовать пальцами на песке или полу различные фигуры;
перекладывать стопами небольшие предметы с одного места в другое.
Такой комплекс упражнений для профилактики плоскостопия предлагается выполнять как в домашних условиях, так и на работе во время обеда. Единственное требование: если решились заняться гимнастикой, необходимо соблюдать регулярность занятий.
Какие упражнения при плоской стопе выполняются сидя на стуле
При сидении на стуле расслабляются ягодичные мышцы, а нагрузка перераспределяется на голень и бедро. Ежедневно выполняя такие упражнения от плоскостопия, можно добиться существенного исправления поперечного уплощения, а также навсегда избавиться от боли и отечности подошвы.
Физические упражнения на стуле:
согните колени, а ноги расположите параллельно. В таком положении попробуйте попеременно поднимать вверх пятки по 10 раз с правой и левой стороны, а затем аналогичное количество раз вместе;
выполняйте скользящие движения ногой по полу вначале в одну сторону, а потом в другую. Повторите манипуляцию не на полу, а по наружной поверхности голени;
расположите по окружности стула скалку и попробуйте наступать на нее одновременно обеими ногами. Количество повторений – 5-10 раз;
сидя на стуле, перекладывайте мелкие предметы ногами;
расположите на полу карандаш. Возьмите его пальцами ноги и нарисуйте геометрическую фигуру на чистом листе бумаги. Повторите манипуляцию для другой ноги. Данное упражнение очень нравится детям, но является достаточно сложным в исполнении;
попробуйте также сгребать песок пятками ног. При этом носки должны быть сведены вместе. Песок, конечно, воображаемый;
положите перед стулом кусок ткани. Перемещайте его в разных направлениях вначале в левую сторону, а затем в правую;
поднимите мяч стопами и катайте его вначале вперед, а затем назад.
Правильно упражнения от плоскостопия следует выполнять на неровном полу. В такой ситуации кроме укрепления мышц будет обеспечиваться стимуляция рефлексогенных точек подошвы, что активирует вестибуло-моторный рефлекс.
Лечебная гимнастика при плоской стопе на полу
Когда человек сидит на полу, разгружаются мышцы нижних конечностей и ягодичной области. При этом физическая нагрузка позволяет активно укреплять связочно-мышечный апоневроз ступни.
Как заниматься на полу при плоском поперечном своде:
согните ноги в коленях. Опускайте их вниз легким надавливанием, но при этом соединяйте стопы вместе;
стучите внутренней частью подошвы о горизонтальную поверхность. Конечно, удары не должны вызывать сильный болевой синдром и прогрессирование отеков;
соедините ноги вместе, чтобы пяточные кости плотно прижимались друг к другу. Попытайтесь в таком положении завести носок одной ноги под подошву другой. Поменяйте ноги и повторите процедуру. Желательно за один сеанс делать 10-15 повторов для каждой стороны.
Занятия с гимнастической или деревянной палкой помогают удерживать высоту свода в необходимом положении при регулярном их выполнении. Палка обязательно должна быть гладкой, чтобы не пораниться, с длиной 0,5-1,5 метра.
Комплекс гимнастики с палкой при плоской вальгусной деформации стопы:
расположите изделие на полу и ходите по нему, как по канату. После 10 минут упражнений смените ногу. После этого попробуйте пройти по палке сразу двумя ногами;
движение поперек изделия. Расположите палку в средней части стопы. Переступайте через нее от одного края к другому в течение 10 минут;
пройдите носками вперед, а затем назад. Такая гимнастика позволит лечить не только поперечное, но и продольное плоскостопие.
Перед применением данного гимнастического снаряда специалисты рекомендуют принять теплую ванну, а также сделать разминку стоп.
Сочетанные комплексы гимнастических нагрузок при плоскостопии
Сочетанные упражнения для профилактики плоскостопия назначаются врачами, когда необходимо не только укрепить связки стопы, но и исправить аномальное расположение костей, образующих свод.
Перечень комплексных упражнений:
встаньте прямо на пол и поднимитесь на носки. Затем плавно перейдите на наружную часть подошвы. Постойте на ней несколько секунд, а затем также плавно примите исходное положение. Проделайте аналогичный комплекс процедур, стоя на внутренней части ступни;
закрепить эффект вышеописанного упражнения следует передвижением по помещению вначале на внутренней части ступни, а затем на внешней;
укрепить свод у взрослых можно хождением по комнате на цыпочках;
детям понравится хождение «как мишка косолапый». Для этого вначале двигаемся по полу на наружных частях стопы. Носки ступни должны быть повернуты внутрь. Затем продолжаем двигаться на носках, а через некоторое время на пятках. Внимание! Не следует выполнять упражнение, если оно доставляет боль;
усложнить комплекс гимнастики от плоского свода помогает движение по наклонной поверхности. Для этих целей можно приобрести в магазине специальные гимнастические доски.
Вышеописанный комплекс упражнений при плоскостопии лучше применять после принятия ванн с морской солью, которые улучшат кровоснабжение ног.
Для детей лечебная гимнастика должна напоминать игру. Они с большим удовольствием ходят как мишка по полу или прыгают как белочка, но не желают заниматься обычной зарядкой или длительно сидеть на стуле.
В заключение: упражнения против плоскостопия помогают лишь при правильном и регулярном выполнении. Лучше не проводить никаких манипуляций, если нет уверенности в том, что будете ежедневно уделять время своим стопам. Иначе проблем от такой гимнастики будет больше, чем пользы.
Упражнения от плоскостопия. Видео:
ЛФК при сколиозе назначается при искривлениях позвоночника. Сколиоз — это изменение положения позвоночника, при котором он искривляется или влево, или вправо. Это может быть как врожденным заболеванием, так и приобретенным. Внешне проявляется выступающими лопатками и ребрами. Более тяжелые степени сколиоза могут привести к серьезным заболеваниям внутренних органов, ввиду их постоянного сдавливания.
При постановке диагноза «искривление позвоночника», больному прописывается курс занятий лечебной физкультурой. Комплекс ЛФК при сколиозе чаще всего применяется на начальных стадиях, когда упражнения эффективно могут исправить искривления, убрать асимметрию плеч и таза, вправить валики. В совокупности с ношением корсета и физиотерапией, данный комплекс эффективен при лечении сколиоза.
Лечебная физкультура, назначаемая пациенту, преследует следующие цели:
Различают четыре степени сколиоза:
По формам искривления, сколиоз делят на виды:
Для обеспечения максимального эффекта, необходимо соблюдать следующие условия:
Любое занятие лечебной физкультурой включает в себя проведение разминки, затем основных упражнений, и завершающей части. Главное условие этих упражнений — симметричность, они могут выполняться даже дома. ЛФК при сколиозе 1 степени и 2 степени практически не отличаются.
Внимание: любое упражнение повторяем 5-10 раз!
Посмотрите видео наиболее популярных упражнений:
ЛФК при сколиозе 2 степени помимо базового комплекса упражнений, включает в себя и узконаправленные упражнения, с помощью которых исправляются деформации. Также возможно применение общеукрепляющих занятий для усиления мышцы спины и должного развития мышечного корсета.
Упражнения ЛФК при поясничном сколиозе направлены на равновесие, различные наклоны. В совокупности с базовыми упражнениями, и массажем, такие занятия дают быстрый и надежный результат.
Проблема искривления позвоночника у детей стоит весьма остро. При рождении у определенного процента детей может быть врожденное искривление, которое диагностируется только специалистом. Если же ребенок избежал врожденного сколиоза, то легко его может приобрести в начальной школе.
Первокласснику присуща постоянная жажда движений, ему тяжело сидеть на месте. Но уроки за партой и домашние задания за столом формируют сколиоз позвоночника первой и второй степени! Ребенок ерзает, принимает неудобные позы, и искривляет таз и плечи.
При постановке диагноза врачом прописывается комплекс процедур: физиотерапия, ношение корсета, лечебный массаж, прием оздоравливающих ванн и, конечно, ЛФК при сколиозе позвоночника.
Необходимо строго соблюдать посещение своим чадом занятий. Если ребенок маленький или особенно неусидчивый, можно вместе с ним ходить, или выучить упражнения и выполнять дома своими силами.
Упражнения при наличии такого искривления обычно направлены на исправление деформированности позвоночника в грудном и поясничном отделах.
Общее укрепление широкой мышцы спины, и паравертебральной мышцы.
Существует ряд упражнений, которые строго противопоказаны больным со сколиозом. Это:
Также стоит воздержаться и от ЛФК, если его соблюдение причиняет боль, вызывает головокружения и спазмы.
Даже, если у вас нет сколиоза, но вы утруждаете свою спину сидячим образом жизни — необходимо знать профилактику появления искривлений.
К сожалению, почти половина современных людей к пятидесяти годам страдает плоскостопием. Причем, женщины подвержены этому заболеванию ему больше, чем мужчины. Причины появления плоскостопия могут быть различны: болезни сосудов и суставов ног, различные травмы, ожирение, врожденная слабость связок и мышц. Также, плоскостопие может развиться в результате постоянного ношения обуви на черезчур высоком каблуке, или из-за ношения слишком тесной обуви. О начинающемся плоскостопии свидетельствуют боли в ногах, которые появляются в конце дня, отеки. Также, о подозрении на плоскостопие можно говорить, когда обувь, которая раньше была впору, резко становится тесной. К сожалению, плоскостопие довольно часто встречается и у детей.
Лечить плоскостопие невероятно сложно. Основное, что здесь может помочь – это [лечебная физкультура]. Опасность плоскостопия в том, что при нарушениях функций стопы, происходят патологические изменения также и в функциях позвоночника, бедра и голени. В связи с этим, при лечении плоскостопия методами ЛФК применяют не только упражнения, которые направлены на стопу, но также и те, которые развивают мышцы спины, живота, икроножные и ягодичные мышцы, а также переднюю часть бедра.
В результате осуществления упражнений, лечение достигается путем воздействия физической нагрузки на весь организм в целом. Также, необходимо применять массаж и специальную гимнастику, которая укрепляет систему мышц и связок всей стопы. Начиная применение [ЛФК при плоскостопии] необходимо использовать два исходных положения: лежа и сидя. В таком случае, на стопу будет осуществляться минимальная нагрузка. При осуществлении лечения данного заболевания, лечебная физкультура базируется на супинации стоп с осуществлением их одновременного сгибания. В том случае, когда упражнения осуществляют из положения стоя, носки стоп необходимо держать вместе, а пятки должны быть разведены в стороны. Лечебная физкультура включает в себя разнообразные упражнения, которые осуществляют со специальными приспособлениями, а также ходьбу и подъем на носки.
Лечебную физкультуру назначают всем пациентам, независимо от формы плоскостопия. Основными ее задачами являются укрепление всего организма, повышение его работоспособности и сопротивляемости болезням, а также увеличение силы и выносливости мышц ног. Кроме того, с помощью ЛФК можно уменьшить деформацию стопы, сформировать правильную осанку, избавиться от неправильного положения пятки, и от супинационной контрактуры ступни. Лечебная физкультура просто необходима для нормализации двигательной сферы, укрепления связок голени и стопы, укрепления мышц, а также для выработки правильного положения стоп во время ходьбы.
Просмотров: 6457 Комментариев: 5 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать
Московский Педагогический Государственный
Реферат по физической культуре
«Лечебная физкультура при Плоскостопии»
Введение (Описание ЛФК). 3
1.1. Определение плоскостопия. 4
1.2. Виды плоскостопия. 6
1.3. Причины плоскостопия. 7
1.4. Лечение плоскостопия. 10
1.5.Современные взгляды на профилактику плоскостопия.………………….12
Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика)…………. 16
Введение ( Описание ЛФК)
Лечебная физкультура (ЛФК) — Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах.
В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным. Различают общую тренировку — для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные — направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов.
Гимнастические упражнения в лечебной физкультуре классифицируются:
а) по анатомическому принципу — для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.);
б) по самостоятельности — активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).
Для осуществления задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота — упражнения, в положении стоя, сидя и лежа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает), вызванные заболеванием нарушения.
Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.
Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться
ЛФК при плоскостопии
1.1. Определение плоскостопия
Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опираясь на площадь опоры пяточной костью и головками плюсневых костей. Кости стопы, соединяясь с помощью суставов и мощных связок, образуют выпуклые кверху дуги – поперечный и продольный своды стопы. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются, и развивается плоскостопие. При плоскостопии длительные физические нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег, прыжки, подвижные спортивные игры и т.д.) ведут к болевым ощущениям в стопах. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы.
Осмотр стопы проводят во время ходьбы босиком по полу в разных направлениях и стояния на коленях на стуле (лицом к его спинке) при свободно свисающих стопах. Обращают внимание на внутренние края стоп и степень уплощения продольного свода (нормальный, повышенный, плоский). При плоскостопии отмечается удлинение стоп, расширение их в средней части, увеличение ширины перешейка. На внутренней стороне перешейка образуется компенсаторный мышечный валик, легко определяемый при пальпации, уплощение продольного свода, некоторая выпуклость линии наружного края стопы, пронация пятки – отход ее кнаружи от средней линии. Кроме того, при осмотре следует обращать внимание на состояние поперечного вида, деформацию пальцев (молоткообразные пальцы). Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы) и кодометрии – измерения стопы стопометром, например упрощенным стопометром Фриндлянда.
Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Для этого берется водный раствор какого-нибудь красителя (например, 1%-ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого) и смазывается поверхность подошвы обследуемого. Затем ему предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30?40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограмы по методу В.А. Яралова-Яраленда (рис. 1) . Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ , соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС , соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени.
Рис. 1. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яраленда:
а – нормальная форма стопы;
б – плоскостопие 1-й степени;
в – плоскостопие 2-й или 3-й степени.
АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком
Полученную плантограмму можно оценить и по методу И.М. Чижина (рис. 2) . Для этого надо провести касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии проводим перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы. Затем вычисляем индекс: отношение длины отрезка А к длине отрезка Б .
Рис. 2. Оценка плантограммы по И.М. Чижину:
индекс от 0 до 1 – стопа нормальная;
индекс от 1 до 2 – стопа уплощенная;
индекс более 2 – стопа плоская
1.2. Виды плоскостопия
Возникает при функциональной перегрузке или переутомлении передней и задней большеберцовых мышц.
Продольный свод стопы теряет амортизационные свойства, а под действием длинной и короткой малоберцовых мышц стопа постепенно поворачивается внутрь.
Короткие сгибатели пальцев, подошвенный апоневроз и связочный аппарат стопы не в состоянии поддерживать продольный свод. Ладьевидная кость оседает и, в результате этого, происходит уплощение продольного свода стопы.Риску развития этого вида плоскостопия чаще всего подвергаются люди с большой массой. Чем больше вес, тем больше нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.
Чаще от этой патологии страдают женщины. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет.
Развитие этого вида плоскостопия зависит от слабости подошвенного апоневроза в сочетании с теми же причинами, что и при продольном плоскостопии.
Симптомы поперечного плоскостопия очень характерны. Это широкий передний отдел стоп, выступающая внутрь, увеличенная за счет костно-хрящевых разрастаний головка первой плюсневой кости. Её часто ее называют "косточкой" или "подагрой". Отклонение большого пальца кнаружи или, иначе, Халлюкс вальгус, болезненные натоптыши со стороны подошвы, молоткообразная деформация второго, а иногда и третьего пальцев, мозоли на пальцах.
Чем больше деформация, тем больше больные жалуются на боли, трудности в подборе и использовании обуви, быструю утомляемость.
Поперечное плоскостопие, как правило, сочетается с искривлением первого пальца стопы к наружи.
Поперечное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 35-50 лет.
Часто обе формы плоскостопия сочетаются. От плоскостопия не умирают, конечно, но его развитие приводит к появлению целого ряда проблем, среди которых боли в спине, коленных и тазобедренных суставах, нарушение осанки и прочие последствия, снижающие качество жизни. Поэтому следует уделять особое внимание своевременной диагностике и профилактике плоскостопия.
1.3. Причины плоскостопия
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.
Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.
Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.
Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.
Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.
В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).
Вальгусная деформация ног.
О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами.
Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.
Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.
Неблагоприятно сказывается на состоянии ног излишний вес ребенка. Однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.
При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.
Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).
1.4. Лечение плоскостопия
С помощью консервативного лечения невозможно устранить уже имеющуюся деформацию стоп при плоскостопии. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых развитие болезни можно лишь притормозить. Коррекция плоскостопия преследует следующие цели: укрепить мышцы и связки стопы и не дать стопе "разваливаться" дальше; защитить весь организм, и прежде всего позвоночник, от перегрузок; предотвратить развитие осложнений — артроза мелких суставов стопы, деформации пальцев и заболеваний позвоночника.
Лечение плоскостопия включает в себя несколько основных направлений. Для снятия болевых ощущений используют лекарственные препараты и физиотерапию.
Для восстановления естественной формы стопы применяют корригирующие стельки (супинаторы). Правильно подобранные супинаторы позволяют не только избавиться от боли, но еще и своей формой регулируют тонус мышц.
Супинаторы бывают разных видов:
вкладыши под переднюю часть стопы используются при уплощении продольного свода;
задники — позволяют снизить нагрузку на пятки и болевые ощущения в них;
межпальцевые вкладыши позволяют раздвинуть большой и второй палец на ногах, тем самым, препятствуя прогрессирующему отклонению большого пальца наружу;
наилучший вариант — это стелька с супинатором под пяткой и пронатором под передний отдел.
Такая стелька как бы "скручивает" стопу — при этом мышцы подвергаются меньшим растягивающим усилиям и, таким образом, находятся в условиях для работы.
Самые качественные супинаторы изготавливаются на заказ после обследования, снятия размеров стопы и установления уровня уплощения свода. Материалы, из которых изготавливаются супинаторы, претерпели свою эволюцию: от пробковых, наиболее древних и достаточно эффективных, до синтетических (из европластика, супралена, силикона), а также из мягкого вспененного материала.
Для остроносых туфель разработаны специальные модельные супинаторы-полустельки, без передней части. Они подходят, кстати, для любых туфель, поскольку дополнительно разгружают передний отдел стопы. Нужно, правда, оговориться, что эти приспособления только смягчают вред от высоких каблуков. Устранить его они не в состоянии. Поэтому рекомендация не злоупотреблять такими туфлями остается в силе.
Для открытых босоножек существуют специальные подушечки, которые делают из силикона или кожи. При поперечном плоскостопии подойдут подушечки в виде капли, при смешанном — в виде буквы Т. Стоят они дешевле, чем обычный супинатор, но найти им именно то место, которое нужно, — трудно. Поэтому для частого использования подушечки не годятся.
Для занятий спортом подойдут супинаторы, обтянутые специальной тканью, которая хорошо поглощает влагу и легко стирается. Но использовать их можно только в обуви с ровной внутренней поверхностью, без встроенного супинатора.
Когда кровоснабжение ног нарушено (например, при сахарном диабете), стопы становятся особенно уязвимыми, а плоскостопие развивается не по дням, а по часам. Специально для диабетиков созданы супинаторы без швов, обтянутые сверху мягким материалом — пластазотом. Диабетические супинаторы призваны обеспечить максимальную безопасность стопам. Цена у них выше, чем у традиционных моделей.
При запущенной форме плоскостопия изготавливается специальная ортопедическая обувь в виде ботинок со шнуровкой, сплошной подошвой и боковой поддержкой стопы. Такую обувь изготавливают на заказ, по гипсовому слепку.
При резкой деформации большого пальца, постоянной боли и невозможности подобрать обувь приходится прибегать к хирургическому лечению. Однако искусственно создать нормальную форму стопы и восстановить ее функции удается далеко не всегда, да и восстановительный период после таких операций достаточно долог.
Для лечения плоскостопия и его профилактики существуют также массаж и лечебная физкультура.
1.5. Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия
Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.
Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.
Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.
Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.
Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.
Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания.
Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.
Ортопедические стельки вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в мягких тапочках или разношенных туфлях бесполезны. Так как стелька занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине стопы.
Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще – каждые три-четыре месяца.
Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну — для улицы, другую – для дома.
Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.
При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.
Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.
Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.
Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.
Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.
Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два — три месяца.
Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.
В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один – с теплой (40-450), другой – с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.
Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.
В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении к специалистам (особенно платным) – массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.
В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так же объема массажа, сеанс занимает от десяти минут до получаса.
Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год. Однако, если ребенок пожаловался на боль и усталость ног после длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».
Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижают интенсивность воздействия.
Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика).
От чего на ногах немеют пальцы
Нога в щиколотке немеет