Здоровье ваших ног
«Под ногой красивой девушки мог бы протекать ручеек».
Кости стопы состоят из трех отделов: предплюсны, плюсны и пальцев. Кости предплюсны объединяют семь коротких губчатых костей, расположенных в два ряда. Задний ряд образуется таранной и пяточной костями, а передний — ладьевидной, медиальной, промежуточной и латеральной клиновидными костями и кубовидной костью. Таранная кость сочленяется с костями голени. Ниже таранной кости находится пяточная кость, а кпереди и книзу лежат ладьевидная, клиновидная и кубовидная кости.
Плюсневые кости состоят из коротких трубчатых костей. Основания плюсневых костей соединяются и образуют суставы с кубовидной и клиновидной костями. А с основными фалангами пальцев плюсневые кости соединяются своими головками. Кости пальцев ступни формируются из трех фаланг (основной, средней и ногтевой). Исключение составляет большой палец, который образован только двумя фалангами (основной и ногтевой).
Для человечьей стопы характерны еще и своды. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Умеренная площадь опоры сочетается с экономией биологического материала и крепостью всего устройства. Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями своды получили рессорные свойства: смягчение ударов о землю, распределение тяжести, что и позволяет плавно приспосабливать стопу к неровностям почвы. Как известно, рессоры выдерживают нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа. Люди с такой патологией знают, как это неприятно, но вряд ли догадываются, что их стопа при этом напоминает медвежью.
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23%, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — 29,3%.
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца кнаружи и молотко-образной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.
Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет, поперечное — в 35-50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.
Травматическое плоскостопие — последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая плоская стопа — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).
Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.
Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны — увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7-8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной).
При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который ее не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.
Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение ее очертаний.
При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.
У страдающих плоскостопием II степени боль сосредотачивается не только в стопах, но распространяется и на область лодыжек, голени. Она более сильная и частая. Мышцы стопы в значительной степени утрачивают эластичность, а походка — плавность.
Наконец, III степень плоскостопия — резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.
Нельзя недооценивать последствия поперечного плоскостопия, даже если уплощение поперечного свода стопы почти незаметно. Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Поэтому вскоре поперечный свод может не определяться вовсе. Передний отдел стопы распластан. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молотко-образную форму. Для поперечного плоскостопия тоже характерны боль в стопе, а также омозолелости кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется снаружи большой палец, что приводит к подвывихам головки первой плюсневой кости. Хотя при внешнем осмотре и можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев.
Страдающие плоскостопием ходят развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв. Для более точного определения плоской стопы следует обратиться к врачу-ортопеду.
Воспитание правильной походки — избегать разведения носков при ходьбе, чтобы не перегружать внутренний край стопы и поддерживающие его связки. Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп (3 — 4 раза в день вставайте на внешние стороны стоп и находитесь в таком положении 30 — 40 секунд). В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны (температура воды 35-36 С) с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц.
Массируйте плавными, но достаточно сильными движениями переднюю и внутреннюю поверхность голеней, во время массажа стоп особо внимание уделяйте подошве. Основные приемы: поглаживания, растирания, разминания в разных направлениях, поколачивания подушечками пальцев.
Длительность одного курса — 1,5-2 месяца, время одной процедуры — 10- 12 минут. Большое значение имеют специальные физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, живые игры (волейбол, баскетбол и т.д.). Бывая на пляже, побродите или пробегитесь трусцой вдоль берега, зайдя в воду по колено. Если вы достаточно закалены, то при удобном случае побегайте босиком по мокрой от росы или теплого дождя траве. Вы получите несказанное удовольствие и заодно выполните прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но и для улучшения кровообращения в ногах. Очень важно ношение обуви, подобранной точно по ноге. Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи I палец, носок — просторным.
Как бы ни были красивы и модны туфли, откажитесь от них, если они, пусть самую малость, тесны, узки. Высота каблука должна быть 3-4 см, подметка из упругого материала. Бесспорно, туфли на высоком каблуке очень красиво смотрятся на ноге, но не носите их повседневно. Иначе может случиться так, что через некоторое время вы будете обречены носить только ортопедическую обувь. Для профилактики плоскостопия или облегчения болевых ощущений предлагается большое количество вкладных приспособлений и специальной обуви.
При менее сложных деформациях хорошо применять вкладные стельки — пробковые, пластмассовые или металлические. Сложные деформации требуют изготовления обуви или ортопедических стелек по гипсовым слепкам. При тяжелых формах плоскостопия, вызывающих постоянные сильные боли, показано оперативное лечение.
И последнее. Запомните, что лечение плоскостопия, как, впрочем, и любого другого заболевания, процесс куда как более трудный, чем его предупреждение. Поэтому не пожалейте сил и времени на его профилактику!
Стопы всегда терпели всевозможные людские ухищрения. Деформация искусственная не только впечатляла, но и являла в ряде случаев символическую необходимость. Один из исследователей образа жизни коренного населения Австралии писал об обряде кадайтжа (курдайча). Этим словом назывался еще в начале нашего века башмак из меха кенгуру и перьев эму. Такой башмак надевал занимавшийся магией, но его мизинец предварительно растирался горячими камнями, а затем вывертывался. Делалось это для того, чтобы упомянутый палец стал «глазом», который «видит» все, что встречается так низко на его пути.
Доказано, что на стопе множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно лечить весьма разнообразные органы; не выявленные пока что анатомами нервы даже якобы связывают стопы со всеми внутренними органами. Здесь же обнаружены и точки, восприимчивые к действию магнитного поля. Как и с хиромантией, пока много еще неясного при расшифровке механизма действия, как, впрочем, и в объяснении возможности хождений босыми ногами по горящим углям. Позволю себе сослаться на мнение отдельных исследователей, что стопа иной раз выступала символом души. В ряде музеев можно увидеть скульптуры, ноги которых на разном уровне — голень, стопа, обувь — снабжены крылышками.
Это следует расценивать как указание на возможность не просто подъема, а подъема духовного. Стопа — это и воплощение прерывистости, какого-то раздела между телом и землей. Поэтому поклонение стопе зачастую равноценно поклонению земле. Ограничение ноги снизу — обувь — мы оставляем при входе в святилище. Существовала даже секта «босоногих» монахов и монашек, как и другие адепты аскетизма, не носивших обуви. Процесс омовения приобретал в старину и прямое и символические значение.
Обычно ноги гостям омывали рабы, но перед Тайной вечерей подобным занимался Христос, выражая этим бесконечное смирение. «Пята», пятка — воспринималась «концом» человека. Обычно у большинства эта часть стопы направлена кзади. Именно сюда при испуге «уходит душа». Именно этой частью ступни давят, сокрушая зло, змею, именно сюда они же нас, как и всевозможных богов и героев, жалят.
В фольклоре осетин пятки вывернуты вперед у чертей, аналогично и в сказаниях некоторых сибирских народов. Вот почему они «анти-поды» («подос» по-гречески — нога). Анчутки в славянской мифологии вообще пяток не имеют, у них копыта, что явно свидетельствует о принадлежности к «нечистой силе». Пальцы ног, как знает каждый, короче, чем на руках. Функционально с них и спросу меньше. Оставим на совести Аристотеля утверждение, что те, у кого на ногах пальцы кривые, — бесстыжи. Более точно, что у мужчин форма пальцев удлиненная, а у женщин — укороченная и уплощенная. Обычно первый и второй пальцы ноги почти одинаковой длины, второй часто даже длиннее.
Лишь у новорожденного большой палец на стопе обладает значительной подвижностью (напоминает по функции таковой в это время на руке). Затем у человека хватательная способность пальцев ноги утрачивается, а вот у обезьян — нет. Мы лишаемся захвата, и стопы наши приспособлены отныне и до конца дней уже преимущественно для опоры.
Самый маленький на ноге — пятый палец. Некоторые ученые, в силу того, что он не очень-то участвует в опоре, предрекают ему в далеком будущем почти полное исчезновение. Н.Н. Миклухо-Маклай писал, что видел многих папуасов, держащих ногой крупные предметы. Оказывается, кое-кто может после длительных тренировок пальцами ног щипаться, управлять веслом, играть на музыкальных инструментах, рисовать, писать, шить (японцы), ткать (бенгальцы).
Осанка. Предупреждение плоскостопия
Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).
Степени нарушения осанки Первая Вторая Третья
Сколиоз от греческого «кривой», стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.
Упражнения для коррекции осанки Упражнение №1 Исходное положение — лежа на животе, руки согните в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч. Поднимите верхнюю часть туловища, выпрямляя руки, прогибая позвоночник и немного запрокидывая голову назад. Задержитесь недолго в этом положении, а затем примите исходное положение. Повторите упражнение 8-10 раз. Упражнение №2 Исходное положение – лежа на животе, руки развести в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях под прямым углом, ладони касаются пола. Ноги разведите на ширину бедер. На счет «раз» — «два» поднимите руки вверх, при этом сильно сводя лопатки, на счет «три» — «четыре» — расслабьтесь. Повторите упражнение 8-10 раз. Важное замечание: во время выполнения упражнения старайтесь не отрывать голову и туловище от пола, все время касаясь лбом пола. Сконцентрируйте все внимание на напряжении верхней части спины.
Плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23 %, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — 29,3 %.
Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16—25 лет, поперечное — в 35—50 лет. При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который её не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.
Степени развития плоскостопия
Упражнения для лечения плоскостопия Упражнения, выполняемые в положении сидя: сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны, поворот стопами подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами, сжимание резинового мячика подошвами, катание подошвами округлого предмета, попеременные удары носками и пятками в пол, захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами, собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
Презентация для школьников на тему «Осанка и предупреждение плоскостопия» по ОБЖ. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
Осанка и предупреждение плоскостопия Тема урока: pptcloud.ru
Осанка и предупреждение плоскостопия
Цель: овладеть информацией о методах предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия
1. Усвоить понятия: «Осанка»и «Плоскостопие» 2. Выяснить причины изменений ОДС 3. Познакомиться с методами профилактики нарушений осанки и свода стопы.
«- Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль! — Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!»
Определение сутулости и круглой спины
«Под ногой красивой девушки мог бы протекать ручеёк» Испанская поговорка:
Каким образом стопа связана с другими органами тела человека? Активные точки стопы
Причины и последствия плоскостопия Угол продольного свода. В норме этот угол равен 125-130 градусов. Высота продольного свода — это перпендикуляр, опущенный из вершины угла на основание, в норме он равен 39 мм.
I степень: угол свода 131- 140 градусов, высота свода 35-25мм. Деформаций костей стопы нет. II степень: угол свода 141- 155 градусов, высота свода 24-17мм. Имеется деформация костей. III степень: угол свода 156 градусов и выше, высота свода менее 17мм. Небольшой выступ на подошвенной поверхности пяточной кости становится массивным. Отмечается и уплощение и поперечного свода, отводящая контрактура 1 пальца
Как проверить, имеется или нет у вас плоскостопие ? Практическая работа: «Выявление плоскостопия» (Учебник, стр.61)
1. Лечебная гимнастика 2. Массаж 3.Удобная, не сдавливающая обувь 4. При плоскостопии обязательно ношение ортопедических стелек-супинаторов
5. Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности. 6.Упражнения для мышц ног, игра в футбол и баскетбол, плавание.
Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика)
1 Вариант 1. Почему искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии? 2. Супинаторы используют при: 3. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе — это… 4. Что такое лордоз? 5. Что такое плоскостопие? 6. Что такое кифоз? 7. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается: 8. Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, то развивается: 9)Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 10. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку способствует: 2 Вариант 1.Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 2. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе — это… 3.Что такое плоскостопие? 4.Что такое лордоз? 5. Что такое кифоз? 6.Если школьник, идя в школу и обратно домой, всегда несет портфель в одной руке, то может развиться: 7. Супинаторы используют при: 8. Дефекты осанки чаще всего возникаю у: 9. Лордоз, кифоз, сколиоз – это типы: 10. Может ли при плоскостопии нарушаться осанка?
«5»: 9-10 правильных ответов; «4»: 7-8 правильных ответов; «3»: 5-6 правильных ответов.
1 вариант 1б 2а 3б 4а 5а 6а 7б 8б 9а 10б 2 вариант 1а 2б 3а 4а 5а 6б 7а 8б 9б 10а
Изучить §12 Выполнять комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. Выполнять упражнения с предметами на голове. Домашнее задание:
Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия.
1.Разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки и плоскостопия. Показать, как это выявить и как можно скорректировать. 2. Развить навыки самостоятельной работы, умение анализировать и делать соответствующие выводы 3.Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: Рис. «Неправильные и правильная позы учащихся при чтении и письме», линейка, палка, мячи, обруч, карандаши, портфель.
Ответьте на вопросы
1. Как изменяются мышцы при тренировках?
К чему приводит недостаток подвижности?
Поясните различия между динамической и статической работой.
Напишем диктант (вставить пропущенные слова)
Неорганические соединения придают кости _____.
Органические соединения придают кости _____.
Сочетание ____ — неорганических соединений с ____ — органических обеспечивают большую ________ кости.
3.Решим биологические задачи
Некоторые родители учат детей ходить в возрасте 7 месяцев. К каким последствиям могут привести столь ранние упражнения в ходьбе?
Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500кг., хотя ее собственность масса всего 0,5 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь тверда и прочна?
III. Изучение нового.
Гиподинамия – бич нашего времени. Расскажите, как выглядят наши будни и праздники? Уверена, недостаточный объем движений. По сравнению с нашими предками мы просто тюфяки — и платим за это. Цена же непомерно высока. Ведь в конце концов позвоночник предназначен для движений. И если он долгое время остается без таковых, то рано или поздно он ослабевает. Известно, что около 70% людей мучают боли в спине. Мы мало двигаемся и много сидим. И не всегда наша поза комфортна и естественна — часто мы обрекаем себя на длительное пребывание в вынужденных позах, когда одни мышцы чрезмерно напряжены, а другие неестественно расслаблены и пребывают в бездействии. В медицине это явление называется «патологическим двигательным стереотипом» или Неправильной осанкой.
Что же такое осанка?
Осанка — это привычное положение тела, когда человек стоит, сидит и ходит. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.
Какой должна быть правильная осанка?
-голова слегка откинута назад
Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения. Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства. Как мы знаем, детские кости редко ломаются, но часто деформируются, а у пожилых людей кости становятся более ломкими, поэтому дефекты осанки легче всего возникают в детском возрасте.
Задание. Проверьте правильность своей осанки (задание46 стр32 «Сборник опытов и заданий» Р. Д.Маш.;М.; Мнемозина, 1997)
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Урок по теме: “Осанка. Предупреждение плоскостопия” уже в твоих закладках.
МОБУ «Каменносарминская ООШ» Урок по биологии в 8 классе «Нарушение осанки и плоскостопие» Класс: 8 Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Учитель: Фасахова Анна Владимировна с. Каменная Сарма Самоанализ открытого урока по биологии в 8 классе «Нарушение осанки и плоскостопие» 22.10.13 Цель урока: Раскрыть причины нарушения осанки и плоскостопия. Задачи: Образовательная: Познакомить с различными видами нарушения осанки; Развивающая: развитие способности к анализу и синтезу; Воспитательная: воспитание потребности в гигиене. Предметные УУД Определить главные Причины нарушения осанки и плоскостопия. Метапредметные: Познавательные- овладеть способностью понимать учебную
Компания Philips анонсировала выпуск монитора Philips ErgoSensor 241, с помощью которого офисные сотрудники смогут придерживаться правильной осанки при работе за компьютером. Монитор Philips ErgoSensor 241 — первый в мире «умный» монитор, который совершенно ненавязчиво подскажет, как правильно сидеть за компьютером, а также как избежать основных недугов офисных работников — напряжения глаз, боли в спине и шее. Монитор Philips ErgoSensor заботится о здоровье человека, используя три основных принципа, что возможно благодаря специальному
Трудно создавать автопортрет, да ещё чтобы он был объективным. Но я попробую. Высокая длинноногая девочка, худенькая, как свечечка. Спортивная стремительная походка, ровная осанка. Каштановые длинные волосы, высокий ровный лоб, серо-голубые глаза, небольшой прямой нос. Губы полноватые, особенно нижняя, в улыбке открываются ровные крупные зубы. Я целеустремлённый и настойчивый человек: всегда добиваюсь поставленной задачи. Занимаюсь плаванием и уже имею первый взрослый разряд. Учусь хорошо, но не отлично: не хватает усидчивости. Ещё мне немного
Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стал заниматься плаванием, я перестал болеть гриппом и ангиной. Мне никакая простуда не страшна. Исправилась осанка, улучшилось зрение. Кроме того, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по поверхности, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается. Существует несколько стилей плавания: кроль, брасс, баттерфляй, кроль на спине. И каждый по-своему красив
Рассмотрим упражнения, которые необходимо выполнять регулярно, дабы обладать красивой осанкой. Красивая осанка — работа над собой Большинство девушек считают, что их внешняя привлекательность зависит в основном от модной и красивой одежды, аксессуаров и косметики. Но не стоит забывать, что главными признаками женской красоты всегда были красивая осанка, легкая походка и стройная фигура. Увы, но не каждая современная девушка может похвастаться красивой осанкой. С другой стороны, правильная осанка служит не только залогом красоты, но
Физкультура — мой любимый предмет в школе. Это не значит, что я не люблю учиться — по математике, истории и другим предметам я успеваю неплохо. Но мне очень нравится двигаться: бегать, прыгать, лазать по канату и шведской стенке. Физкультура — это физическая культура. Она направлена на укрепление здоровья человека, на развитие его физических способностей, что очень важно. Недостаток движения может плохо сказаться на здоровье школьников: у них портится осанка, ухудшается зрение,
Для школьников изменили нормативыУроки физкультуры станут легче, поскольку школьникам будут преподавать также теорию физической подготовки. Новая учебная программа для старшеклассников (5-10 классы) будет действовать с сентября этого года. На днях МОНмолодежьспорт разослало программу региональным управлениям. Во время теоретических занятий школьники узнают о правилах техники безопасности, об истории физкультуры, будут учить оказывать первую помощь. Школы смогут выбрать одно из 10 направлений практических занятий, например, волейбол, баскетбол, гимнастика, гандбол, настольный теннис, легкая атлетика, футбол
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.
Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их
Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують
КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150
1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была
Тип: реферат Добавлен 03:11:15 14 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 21543 Комментариев: 31 Оценило: 52 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать
Министерство образования РФ
Череповецкий государственный университет
Кафедра анатомии и физиологии
на тему: «Осанка и плоскостопие»
1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………3
1.2 Факторы, определяющие осанку………………………………………. 3
1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей……………………………………………………………………………4
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………5
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………5
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника…………………………………………………………………….6
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости………………………. 7
3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..8
3. Профилактика плоскостопия………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………….18
1. Нормальная осанка.
Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка — одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
1.1. Признаки правильной осанки
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.
1.2.Факторы, определяющие осанку
Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.
· Длина и форма конечностей . Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец — это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
· Угол наклона таза — угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин — 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
· Положение и форма позвоночника . В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;
· Положение лопаток . В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
· Степень развития мускулатуры . В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие — к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого — 35 — 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
· Наличие хронических болезней . Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.
1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
2. Виды нарушений осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
Сутулость — нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на
уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника .
Плосковогнутая спина (рис.6) — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких;
снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
3. Профилактика нарушений осанки.
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 1).
Рис.1 Как не надо (1) и как надо (2) водить ребенка, начинающего ходить.
Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.
Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится (рис. 2).
Рис.2 Положение тела ребенка при сидении в зависимости от дифференции;
1 — дифференция достаточная; 2 — дифференция малая; 3— дифференция большая.
Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2—4 см заходит под край стола (рис. 3). При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.
Рис. 3 Дистанция сидения:
1—отрицательная; 2—нулевая; 3 — положительная
По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.
При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 4).
Рис.4 Отпечатки нормальной (1,2, 3) и плоской (4) стопы
При плоскостопии нарушается опорная функциянижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.
Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.
При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.
1. Виды плоскостопия.
В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие .
Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: «весь день на ногах».
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:
— на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;
— на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;
— под внутренней и наружной лодыжками;
— между головками предплюсневых костей;
— в мышцах голени из-за их перегрузки;
— в коленном и тазобедренном суставах;
— в бедре из-за перенапряжения мышц;
— в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).
Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.
Другой вид этой болезни — травматическое плоскостопие .
Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Пятка в сочетании с ладьевидной и кубовидной костями, а также трубчатыми плюсневыми косточками напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком. А теперь представьте, что на этот свод обрушилась бомба. Стоит ли говорить, как трудно потом восстановить первоначальную тонкую, кропотливую работу Создателя.
Следующий вид — врожденное плоскостопие . Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.
У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.
Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.
Рахитическое плоскостопие — не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция — этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).
Паралитическая плоская стопа — результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.
2. Диагностика плоскостопия.
Диагностика плоскостопия на визуальном плантоскопе.
Визуальная экспресс-оценка степени продольного уплощения стопы при плантоскопии
Стопы параллельны друг другу, на ширине
5-10 см друг от друга (на ширине «клинической базы») и выставлены таким образом, чтобы точки А и А ’ лежали на одной прямой.
Точки А и А ’ – наиболее выступающие точки внутреннего (медиального) края отпечатка пятки и плюсневого отдела стопы.
Точка Р – середина расстояния АА’ .
Линия PQ – перпендикуляр к линии АА’ .
Точки Q и P’ соответствуют наружному и внутреннему краю зоны анемии опорной части среднего отдела стопы.
Оценка степени уплощения делается по расположению границ зоны анемии в среднем отделе стопы по отношению к третям перпендикуляра PQ .
У новорожденного своды стопы отсутствуют (так же, как и физиологические изгибы позвоночного столба). Начало формирования сводов стопы связано с началом прямохождения. У взрослого человека ширина опорной части продольного свода в норме составляет приблизительно ? от ширины всей стопы в средней её части.
Нормальное расположение зоны анемии в зависимости от возраста пациента:
Дети до 3-4 лет – граница зоны анемии расположена в середине внутренней трети перпендикуляра PQ (физиологическое плоскостопие, если оно не сопровождается вальгусным отклонением пяточного отдела стопы более 7 %.
Дети 5-7 лет – граница зоны анемии расположена на границе внутренней и средней третей перпендикуляра PQ .
Дети 8-18 лет – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра PQ .
Взрослые – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра либо на границе средней и наружной трети перпендикуляра PQ .
3. Профилактика плоскостопия.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.
Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.
Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек:
продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.
Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.
Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.
В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велосипедах. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.
Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.
Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.
Список использованной литературы.
1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969.
2. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — Новокузнецк, 1998.
3. Левит К.,Захсе Й.,ЯндаВ. Мануальная медицина: пер. с нем. — М.: Медицина, 1993
4. Справочник практического врача: В 2-х томах. — М.: Медицина, 1990
Могут грибковые заболевания ног
Как заговорить ноги от боли