Здоровье ваших ног
Артрит. как и любое другое заболевание, с точки зрения аюрведы является нарушением баланса между тремя дошами (вата. питта. капха ). Напомню, что три доши – это три первоэлемента, находящиеся в состоянии динамического равновесия и присущие каждому человеку. Если равновесие трех дош нарушается, человек заболевает.
Артрит в данном случае не является исключением. Перед тем, как приступать к лечению артрита, очень важно определить тип артрита. так как характер терапии и методы аюрведического лечения строго зависят от разновидности артрита .
Например, остеоартрит или остеоартроз. согласно аюрведе, вызван нарушением равновесия Вата-доши. Вата-доша в аюрведе отвечает за такие важные процессы как движение и выведение (удаление). При дисбалансе Вата-доши возникает похрустывание, поскрипывание суставов. Суставы не воспаляются, а скорее становится излишне сухими и холодными, Недостаток влаги и “смазки” приводит к снижению питания хрящей. что вызывает сильную боль при каждом движении. Активные упражнения – бег, прыжки, аэробные упражнения не помогают, а только усиливают боль.
Дисбаланс Вата-доши в большинстве случаев вызван образом жизни и питанием. Например, замедленное пищеварение, запоры являются частыми спутниками остеоартрита. Какая связь между пищеварением и артритом? Самая прямая. Дело в том, что суставы сохраняют эластичность и гибкость в щелочной среде. которую создают овощи, фрукты, ягоды. Если рацион питания в основном состоит из полуфабрикатов, обработанных продуктов, замороженных обедов, а также большого количества молока и молочных продуктов, то создается кислая среда. Кислая среда ослабляет суставы.
Регулярное и неконтролируемое употребление молока и молочных продуктов, включая сыр, способствует развитию артрита.
Оптимальным решением в случае появления признаков остео артрита является консультация с доктором Аюрведы. который разработает строго индивидуальный план лечения артрита.
Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) Аюрведа была признана как целостная система естественной медицины, эффективная для лечения ревматоидного артрита.
Такой выаод был сделан на основе многолетнего тщательного изучения эффективности аюрведического РА.
На протяжении семи лет сотрудники ВОЗ и Индийского Совета по медицинским исследованиям наблюдали за 290 пациентами с ревматоидным артритом, лечение которых проводилось на основе классической аюрведы.
Это исследование является уникальным, по крайней мере, по двум причинам: аюрведические центры открыли свои методы лечения РА аллопатическим врачам, что позволило официальной медицине дать беспристрастную оценку таким методам, и вторая причина – это то, что такое совместное изучение лечения ревматоидного артрита методами Аюрведы проводилось впервые в истории.
В ходе многолетнего исследования лечения ревматоидного артрита методами Аюрведы было установлено. что, хотя, во время лечения традиционными лекарственными средствами наблюдаются улучшения, но ремиссия сохраняется редко, и лечение остается неудовлетворительным.
И в то же время:
Буквально каждый пациент, принимавший участие в этом исследовании, был оценен в разные промежутки времени членами Американской Ассоциации Ревматологов, и было признано, что аюрведическоелечение ревматоидного артрита безопасно и эффективно.
Причем, облегчение симптомов проходило без вредных побочных эффектов.
Неожиданным оказалось и то, насколько верными оказались аюрведические принципы в диагностике РА на ранних стадиях заболевания, когда симптомы выражены очень слабо.
Целью этого исследования было привлечение внимания к Аюрведе после столетнего забвения и доказательство успешного и эффективного лечения такого сложного хронического заболевания, как ревматоидный артрит.
Большое значение имеет и тот факт, что аюрведические врачи разработали в соответствии с аюрведическими критериями принципы подхода к лечению РА в соответствии с дошами и стадиями заболевания, и смогли проверить теорию на практике.
Аюрведа для лечения артрита и болей в суставах
?? ?Причины возникновения артрита не до конца изучены. В некоторых случаях, причиной артрита становится стрессовая нагрузка на связки, инфекция, травма сустава. Ряд исследователей предполагают. что причиной артрита может служить неспособность организмом больного вырабатывать достаточное количество эндорфинов — натурального обезболивающего. Термин «артрит» относится по меньшей мере к 25 различным заболеваниям, наиболее распространёнными из которых являются ревматоидный артрит, остеопороз и подагрический артрит. Данные заболевания характеризуются воспалительными процессами в одном или нескольких суставах.
Лечение домашними средствами:
Аюрведические препараты для лечения артрита:
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе – амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата – артрозу и остеоартриту, ваташонита – подагре. Амавата (?????) – это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограннностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением температуры тела. Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине. Данная патология встречается у 0,3 – 1,5% популяции и в 2-3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от олигоартикулярного варианта течения с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.
Ревматоидный артрит. известный как Амавата в Аюрведе, является аутоиммунным заболеванием, которое вызывает хроническое воспаление суставов. Он может также вызвать воспаление тканей вокруг суставов, а также в других органах тела. Аутоиммунные заболевания это расстройства, которые возникают, когда ткани организма ошибочно атакуются собственной иммунной системы.
Повышенное потребление неудобоваримых, тяжелых и несовместимых продуктов, прием пищи в неправильное время, нарушение пищеварения, потребление молока и молочных продуктов, в частности йогуртов, потребление мяса водных животных, отсутствие физической активности или выполнение упражнений после приема жирных продуктов, являются одними из распространенных причин ревматоидного артрита.
Боль и скованность в организм вместе с жаждой, вялость, тяжесть в теле, несварение желудка, отек, иногда отсутствие аппетита. В острой стадии беспокоит боль и скованность в суставах рук, ног, запястьях, лодыжках и коленях.
Неправильные привычки питания и малоподвижный образ жизни могут привести к ухудшению пищеварительного огня, формированию амы (токсинов), а также к искажению Вата доши (воздух). Когда человек позволяет себе усиливающую Вату диету и образ жизни, то это усиливает циркуляцию амы в каналах тела и ее накопление в суставах, вызывая ревматоидный артрит.
Аюрведическое лечение ревматоидного артрита начинается с умиротворения Ваты и выведения токсинов из организма. Лекарства вводятся для улучшения пищеварительного огня и предотвращения дальнейшего формирования амы. Панчакарма терапия весьма полезна для уменьшения болей пациентов, страдающих артритом.
Артрит – это воспаление суставов, при котором они опухают, становятся горячими на ощупь, кожа под ними краснеет, человек испытывает в них боль и ограничение в движениях. Артрит является одним из самых распространенных хронических заболеваний, трудноподдающихся лечению. Причины артрита – открытая тема среди специалистов традиционной медицины, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины.
Лекарств, которые вылечили бы артрит полностью, в официальной медицине не существует. Есть только те, которые облегчают состояние. В отличие от современной медицины Аюрведа дает ясную модель возникновения заболевания, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов. Эта модель проверена опытом тысячелетий. Интерес к Аюрведическим методам лечения артрита неуклонно растёт во всём мире. В Аюрведе артрит (почти все виды) называется Амавата – затоксикованное состояние при дисбалансе Ваты. Патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения Амы и Ваты. “Ама” в переводе с санскрита означает – «непереваренное». Когда Агни (Огонь пищеварения) слаб, то это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» – токсинов в кишечнике, которые благодаря движущей силе Ваты начинают циркулировать и затем откладываться в костях, тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу.
Также артрит может возникнуть из-за вышедших из баланса других Дош. Протекать он будет со своими особенностями. Соответственно, режим и лечение будут другими – понижение соответствующей Доши (очистки, питание, режим дня, Асаны, Медитации и т.д).
Артрит могут провоцировать как внешние, так и внутренние факторы. Внешние – это проживание в ветреном, сыром и холодном климате. Внутренние – низкий Агни (Огонь пищеварения), плохое пищеварение, приводящее к накоплению токсинов, которые складируются в суставах, вызывая воспаление и боль. Также артрит может провоцироваться травмами (что случается у бывших спортсменов).
Хотя основной причиной в Аюрведе считается вышедшая из баланса Вата, это не обязательно может быть повышенная Вата. Это может быть так называемая “блокировка Ваты” совместно с любой повышенной Дошей и повышенной Амой (токсинами).
Частые симптомы блокировки Ваты – это как раз артриты, ревматизм, многие пищеварительные проблемы – запоры, газы, вздутие живота. Поэтому основным лечение и профилактикой артрита является очистка кишечника от токсинов.
1. Слабый Агни (Огонь пищеварения) и, соответственно, накопление Амы (токсинов), что, в свою очередь, влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс Дош, еще большую слабость Агни, еще большее накопление Амы, которая разносится по телу и откладывается в тканях.
2. Неправильная диета – пища, неподходящая по сезону или без учета климатических условий; несвоевременный приём пищи; пища, не подходящая по конституции человека; испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты.
3. Малоподвижный образ жизни и отсутствие физических упражнений, которые ведут к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из организма. Образуясь в организме, Ама ищет подобие, чтобы локализоваться. Она имеет жирорастворимую природу. Подобную же природу имеет Капха. Как и Ама, Капха является тяжелой, влажной и жирной, а также и холодной по природе. По причине этого подобия первой из Дош смешивается с Амой именно Капха.
За счёт избыточной возбуждённой Ваты Ама начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Вскоре каналы, которые питают области Капхи, переполняются Амой и нарушается нормальная циркуляция. Вслед за этим остальные Доши подключаются к патологическому процессу.
Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную Аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей. Хотя Амавата (артрит) является преимущественно болезнью Вата Доши, она подразделяется на три основных подтипа – Вата, Питта и Капха.
Вата-артрит характеризуется сильными болями, перемещающимися с места на место, пульсирующими, режущими. Жжения не ощущается. Боль уменьшается при применении тепла (сауна, теплые примочки, прогревание на солнце) и обостряется с применением холода (купание в холодной воде, закаливание, проживание в холодном, влажном и ветреном климате). У Ваты кожа обычно сухая, потрескавшаяся. Суставы также жесткие, издающие треск, движение их затруднено. При Вата-артрите суставы более всего подвергаются деформации и выглядят не эстетично. Вата-артриту обычно сопутствуют остальные Вата-симптомы – нервозность, тревога, страх, бессонница, запоры, газы или вздутие живота и боли в пояснице.
Питта-артрит характеризуется жгучей и острой болью, воспалением и покраснением суставов, жаром, ощущением жжения. Боль уменьшается при применение холода и увеличивается при применении тепла. Пита-артрит обычно сопровождается типичными Питта-симптомами – излишним выделением пота, склонностью к поносам, раздражительностью.
Капха-артрит характеризуется припухлостью суставов и отеками вокруг них, зудом. Боль локализована, тупая, тяжелая и ноющая. Так же, как и при Вата-артрите, облегчение приносит тепло, а холод усугубляет состояние. Капха-артрит часто сопровождается обычными для Капхи симптомами – жирная кожа, заложенность дыхательных путей, слизь во всех выделениях.
Также могут быть комбинации любых двух или всех трех Дош. Если одна Доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три Доши – болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер, Амавата неизлечима.
(по материалам А. Головинова «Традиционная медицина. Восток и Запад», № 2 (13) том 4, 2007, Новосибирск)
Пост о том, как по внешнему виду определить человека с Вата-артритом здесь.
В следующей заметке будет рассмотрено лечение артрита Аюрведическими методами.
ЗАКАЗ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С АЮРВЕДОЙ ПРОИЗВОДИТСЯ НА СТРАНИЦЕ «КОНСУЛЬТАЦИИ».
Артрит представляет собой заболевание, при котором человек испытывает сильные боли в суставах: они воспаляются, опухают, кожа над пораженным местом краснеет и становится горячей на ощупь, а под ней может скапливаться жидкость. Неприятные ощущения в месте локализации болезни настолько сильны, что приводят к определенному ограничению двигательных возможностей.
В настоящее время артрит официальная медицина вылечить не может. Физиотерапевтические процедуры сводятся в основном к облегчению состояния больного и далеко не всегда оказывают положительное влияние на общее состояние здоровья. Конечно же, существует и экспериментальное лечение артрита, которое предлагается в качестве альтернативы большинству пациентов, но последствия такого вмешательства — непредсказуемы. Поэтому люди, страдающие от этой болезни, как правило, обращаются за помощью к нетрадиционной медицине.
Официальная медицина до сих пор не может прийти к единому мнению относительно причин, провоцирующих развитие артрита. Специалисты колеблются между инфекционной и аутоиммунной теориями или же считают причиной болезни симбиоз инфекции и деятельности аутоиммунных антител.
Однако Луиза Хей, написавшая всемирно известные бестселлеры о самоисцелении души и тела, считает, что данное заболевание возникает из-за подсознательного неприятия собственной личности, желания наказать себя за что-либо. Кроме того, Луиза утверждает, что в результате критического отношения к себе, завышенных требований, постоянного осуждения своих действий организм запускает программу саморазрушения, приводящую к ограничению двигательной активности человека и значительному ухудшению качества его жизни.
Более ясную и практичную, по сравнению с выводами современной медицины и теорией Луизы Хей, модель возникновения артрита предлагает традиционная система индийского врачевания Аюрведа, согласно которой в основе данного заболевания лежит перенасыщение организма токсинами. С каждым годом интерес пациентов и ученых к аюрведической теории, объясняющей причины поражения суставов, растет, поскольку она не только проверена тысячелетним опытом, но и позволяет добиться реальных результатов в борьбе с артритом.
Аюрведа именует артрит звучным названием «Амавата». В переводе с санскрита «Ама» означает «непереваренное», а «Вата» — одно из фундаментальных понятий Аюрведы — это энергия движения. То есть поражение суставов вызвано переизбытком токсинов, накапливающихся в организме из-за нарушения гармоничного движения энергии.
Причиной такого дисбаланса, в первую очередь, является слабость Агни (огня пищеварения), ведущая к складированию непереваренных остатков пищи в кишечнике. Движущая сила Ваты разносит токсины по организму, и они откладываются в различных тканях, нарушая правильность метаболического процесса. Может возникать артрит и из-за нарушений гармоничной деятельности иных Дош (основных физиологических процессов). Поэтому Аюрведа предлагает различные лечебные комплексы для разных типов заболевания.
В Аюрведе Питта обозначает нагревание и трансформацию. Поскольку болезнь вызвана переизбытком данной Доши, главной задачей врача является снижение Питты. Достигается это целым комплексом лечебных мероприятий, включающих в себя:
Основной целью лечения в данном случае является общая детоксикация организма, поэтому комплекс лечебных мероприятий состоит из элементов, способствующих успокоению движущей энергии и улучшающих пищеварение.
Доша Капха отвечает за водно-солевой баланс в организме, поэтому в основе лечения — выведение лишней жидкости и восстановление гармоничного взаимодействия всех Дош.
Иногда очень сложно определить разновидность артрита, поскольку общая картина заболевания смазана или же, наоборот, ярко проявляются характерные особенности всех типов болезни. Поэтому Аюрведа предлагает и универсальный лечебный комплекс, направленный на сжигание токсинов и на восстановление Агни (пищеварительного огня).
К отдельной категории лечебных средств Аюрведа относит кунжутные масла. Они предназначены для наружного применения: возвращают суставам былую подвижность, снижают интенсивность боли, питают ткани, выводят токсины. Существует несколько видов кунжутных масел с различными активными компонентами, наиболее действенными в том или ином случае:
Отдельные рекомендации в Аюрведе даются тем, кто страдает от остеоартрита или ревматоидного артрита. Однако эффективность лечения зависит от того, насколько точен диагноз, особенно в случае с ревматоидным артритом. Поэтому только характерная клиническая картина заболевания и своевременная лабораторная диагностика являются достаточным основанием для следования специфическому комплексу аюрведического лечения.
Пациентам, страдающим от ревматоидного артрита, рекомендуют:
Больным остеоартритом помогают:
Луиза Хей и ее произведения, посвященные необычному способу исцеления самых разнообразных болезней, известны читателям всего мира. Более того, за счет своего умения эффективно решать проблемы психологической этиологии Луиза была признана специалистом международного класса. Практически все рекомендации Луизы Хей базируются как на личном опыте (Луизе удалось вылечиться от рака), так и на материале, который был собран по результатам многочисленных исследований, изучавших причины возникновения заболеваний.
Советы Луизы действительно помогли многим людям не только полностью исцелиться от различных заболеваний, но и творчески раскрыться, победить различного происхождения комплексы и страхи. В основе метода Луизы Хей лежит кропотливая работа с человеческим сознанием, которое, по мнению автора, способно справиться с абсолютно любыми проблемами. Главное — найти позитивную аффирмацию (стереотип мышления), которая и настроит организм на нужную «программу самоисцеления». Однако Луиза обращает внимание на тот факт, что стереотип должен быть правильно сформирован. А для этого необходимо точно знать причину того или иного заболевания.
Если говорить об артрите, то основными причинами Луиза Хей считает презрение, критицизм, нелюбовь к себе и окружающим, а также осуждение, желание себя наказать и ощущение себя жертвой. Именно поэтому первым заданием человека, страдающего от воспаления суставов, является поиск ментальной причины заболевания. В соответствии с обнаруженной причиной создаются позитивные аффирмации. Луиза при артрите наиболее действенными называет следующие стереотипы:
Луиза Хей рекомендует повторить сформированные стереотипы несколько раз, чтобы мысль внедрилась в сознание, а организм осознал, что теперь необходимо работать на выздоровление. Данный вид медитации, по совету Луизы, нужно повторять ежедневно и можно сочетать при необходимости с любыми видами неофициальной медицины.
Сегодня все больше людей обращается к опыту Востока, не находя ответов у традиционной медицины. Приходит понимание, что любая болезнь или состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.
Главная цель науки – поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, — помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.
Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план – вернуть в состояние пракрити, — природного соотношения трех дош человека.
Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов:
1. Подбирает диету;
2. Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
3. Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
4. Проводит Панча-карму — процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
5. Назначает травяные лекарственные сборы — для лечения и предупреждения болезней;
6. Проводит процедуру Марма — точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.
В Аюрведе принято считать, что болезнь – это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.
Главный девиз аюрведы — не навредить!
Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.
Аюрведа — это сырье из натуральных компонентов.
Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа — это травяные ванны и массаж, а также диеты.
В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика – весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.
Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.
В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.
Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:
Дхара — Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара – используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара – помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).
Снехапанам – применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.
Сировасти – применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.
Пижичил – это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента – от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.
Нджаваракижи – в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.
Удвартанам – эта процедура известна как «порошковый массаж» и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.
Абхьянгам – особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.
Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.
Насьям – в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.
Кижи – целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.
Кативасти – специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.
Уровасти – то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.
Кширадхумам – пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.
Талам – особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.
Лепанам – травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.
Талапотичил – измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.
Сведакарма (Парильня). В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.
Шодхана Чикилса (Очистительная терапия).
Цель очистительной терапии – удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии — панчакарма (санскр. «пять очищающих процедур») — включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) – массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.
Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия)
Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.
Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство)
Используется для замедления процессов старения. Продолжительность – 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.
Это комплекс процедур, показанных при таких болезнях, как ревматоидный артрит, подагра, остеоартриты, спондилозы, остеопарезы и др. Включает в себя массаж, лепанам, наложением масла на больные места, Кижи, паровую баню, снехавасти, кашайа васти, пижичил, нджаваракижи, снепаранам и прием лекарств внутрь.
Программа лечения таких болезней, как бронхиальная астма, кашель, аллергические риниты, синуситы и проч. Включает в себя массаж тела, уровасти, пижичил, подикижи, снехавасти, кашайа васти, насьям и прием аюрведических средств внутрь.
Аюрведа помогает не только телу, но и разуму и душе также. Этак программа весьма полезна при бессоннице, беспокойстве, улучшает иммунитет и уверенность в себе. Она включает в себя массаж тела, сировасти, кшира дхара, тайла дхара, талам, талапотичил, прием аюрведических лекарств, йогу и медитацию.
Сидма Чикилса (лечение псориаза).
Аюрведические методы весьма эффективны при лечении таких болезней, как все типы псориаза и разнообразные кожные заболевания. Данная программа продолжается от 21 до 28 дней. Включает в себя процедуры лепанам, абхьянгам, снепанам, пижичил, паровая баня, сировасти, специально приготовленные лекарства из лекарственных трав, наряду с йогой и медитацией, поскольку Аюрведа считает, что большинство болезней психосоматичны.
Артрит — одно из самых распространенных хронических дегенеративных заболеваний. Однако современная медицина мало что может предложить для его лечения, кроме, разве что, аспирина. В Аюрведе артрит называется «Амаватой», то есть токсическим состоянием воздуха. Это, как правило, нарушение Ваты, сопровождающееся болями и ослаблением костной ткани — ткани, связанной с Ватой. Артрит можно разделить на типы или стадии в соответствии с тремя дошами.
Возникновение артрита может быть обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. Особенно широко артрит распространен в районах, где ветрено, влажно и бывают штормы. Артрит обусловлен снижением уровня Агни в организме и плохим пищеварением, приводящим к накоплению Амы (токсинов). Нарушение функций толстого кишечника приводит к тому, что токсины попадают в суставы. Причиной артрита могут быть и травматические повреждения, аутоимунные нарушения, при которых организм как бы атакует сам себя, поэтому многое из того, что было сказано по поводу аллергии, применимо и в отношении артрита.
Прежде всего необходимо восстановить пищеварительный огонь и сжечь накопившиеся в организме токсины. Полезны непродолжительное голодание или горячие специи — красный перец, корица, сухой имбирь, калган. Можно использовать драгоценные камни с горячей энергией, например рубин или гранат, в оправе из золота. Однако при лихорадке или признаках воспаления следует быть осторожным в их применении. Следует избегать влажных, тяжелых, способствующих образованию Амы продуктов и соблюдать регулярность в приеме пищи.
Прекрасно действуют методы потогонной терапии — сауна или паровая камера. В последнем случае к верхней части котла, в котором варятся специальные травы или состав Дашамула, подсоединяют шланг (нади шведа) и таким образом направляют пар к тем областям тела, на которые нужно оказать лечебное воздействие. Используют потогонные травы — эфедру, дудник, ниргунди, лавровый лист или лист эвкалипта.
Для очищения толстой кишки делают клизмы с отваром Дашамула или ежедневно принимают состав Трипхала.
К ценным аюрведическим противоревматическим травам относятся: гуггул, куркума, муста, калган, ниргунди и прасарини. Наиболее специфическим средством, очищающим и укрепляющим костную ткань, улучшающим подвижность в суставах, является гуггул. Муста — растение, известное и в китайской медицине, — в настоящее время широко применяется для уменьшения болей в суставах и мышцах, в частности при мышечных контрактурах. Хорошее обезболивающее действие при ревматических болях оказывают прасарини и ниргунди. Кроме того, прасарини используют также для ослабления болей в животе, а ниргунди оказывает выраженное противовоспалительное действие.
Из аюрведических препаратов наиболее действенны Трипхала гуггул, Йогарадж гуггул и Махайогарадж гуггул (в состав двух последних входят особые минералы). Однако недавние клинические исследования, проведенные в Индии, показали, что гуггул в больших дозах (примерно по 6 г в день) сам по себе не менее эффективен, чем сложные составы на его основе. Великолепным средством является и «Противоревматический препарат» (№ 13) — состав из трав, основным компонентом которого является гуггул.
Хороший препарат можно приготовить из известных на Западе трав — дудника, копытня, корицы и солодки, взятых в равных частях. Принимают его в виде настоя или порошка по одной чайной ложке с медом (очищающие свойства у меда выражены больше, чем у сахара, молока или ги). Этот состав довольно эффективен на начальных стадиях артрита и при конституции Ваты или Капхи. При состояниях, связанных в основном с Питтой или сопровождающихся воспалительным процессом, следует добавить в него одну-две горькие травы (барбарис, «золотую печать» или катуку).
Из трав китайской медицины используются ду хуо, кианг хуо, чуан ксион, горечавка крупнолистная и элеутерококк. В качестве обезболивающего средства предпочтение отдают чуан ксион, при хроническом и дегенеративном артрите применяют элеутерококк.
Из средств западной фитотерапии дополнительно используют мирру, чапаррель и юкку.
При наружном применении лекарственные масла снимают скованность в суставах, удаляют токсины, питают ткани и уменьшают боль. В этом отношении особенно хороши специальные аюрведические масла на основе кунжутного.
Масло Маханараян, основным компонентом которого является шатавари, уменьшает скованность в суставах, повышает их подвижность и снимает боль. Оно питает кожу, хорошо помогает при усталости мышц и при варикозном расширении вен, поэтому его с успехом могут применять танцоры и спортсмены. Масло Нараян, в состав которого входит ашваганда, помогает при болях в мышцах и суставах, улучшает кровообращение в ногах и замедляет процессы старения. Масло Сахачарди (на основе травы сахачара) используется как специальное средство при лечении ревматоидного артрита и помогает наряду с этим при мышечной атрофии и дегенерации нервной ткани. Легкий массаж с применением этих масел нужно проводить ежедневно. Масло Чанданбалалакшади, основным компонентом которого является сандал, обладает охлаждающими свойствами и хорошо помогает при артрите Питта-типа.
При отсутствии этих масел применяют теплое кунжутное масло. Можно приготовить лекарственные масла самим, проварив соответствующие травы в кунжутном масле (более подробно см. в книге «Травы и специи»).
Для наружного применения хороши эфирные масла из камфоры, мяты полевой, гаультерии. Их растворяют в спирте или вместе с тонизирующими травами, например с ашвагандой, используют при приготовлении лекарственных масел на основе кунжутного масла. Содержащая метилсалицилат гаультерия может использоваться при болях в качестве заменителя аспирина.
При артрите Вата-типа боль сильнее, может быть изменчивой, мигрирующей, пульсирующей или режущей, ослабляется в тепле, усиливается на холоде. Кожа сухая или шелушащаяся, суставы становятся скованными и издают хруст, движения в них затруднены. При таком типе артрита чаще наблюдается деформация костей, могут быть запоры, метеоризм, боли в нижней части спины. Как правило, отмечаются бессонница, нервозность, беспокойство, страхи.
При артрите Питта-типа более выражено воспаление с припухлостью, лихорадкой или ощущением жжения. Боль уменьшается от холода и усиливается в тепле. Отмечаются также потливость, раздражительность, склонность к послаблению стула.
При артрите Капха-типа в большей степени выражены припухлость и отеки в области суставов. Боль локализованная, тупая, но продолжительная и изнурительная, ослабевает в тепле, усиливается от холода и в сырую погоду. Кожа маслянистая. Может быть ощущение заложенности в груди. В кале присутствует слизь.
При лечении артрита Вата-типа наряду с общими подходами, предусматривается соблюдение детоксицирующей диеты с целью снижения Ваты и устранения Амы. Основные лекарственные средства — гуггул и кунжутное масло. В качестве специальной травы для лечения этого типа артрита применяют калган. При дегенеративных и атрофических процессах в костной ткани необходимы тонизирующие травы типа ашваганды, однако надо следить за тем, чтобы тоники, в силу своей тяжелой природы, не увеличили образование шлаков из непереваренной пищи. Толстый кишечник очищают с помощью касторового масла или состава Трипхала.
При артрите Питта-типа наряду с диетой, снижающей Питту, требуются горькие травы. На суставы наносят масло или пасту из сандала, кокосовое масло или масло «Брами». Полезны холодные примочки и компрессы со льдом. Для приема внутрь хороши гуггул, сандал, гудучи, алоэ, маргоза, куркума, шафран и другие горькие противоревматические травы, например чапаррель. «Противоревматический препарат» (№ 13) принимают с соком алоэ.
Для лечения артрита Капха-типа употребляют горячие специи: корицу, имбирь, горчицу, красный перец, куркуму, состав Трикату. Горчицу, красный перец и имбирь можно использовать и наружно — в виде пасты, пластырей или спиртовых растираний. Хорошо помогает сухой массаж с порошком аира. Как наружное применяют и горчичное масло с добавлением красного перца. Категорически противопоказаны сахар, молочные продукты и маслянистая пища.
Вздутая вена на ноге
Кто лечит варикоз вен