Здоровье ваших ног
Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия
В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.
Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.
В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.
А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры), то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.
Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).
Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.
Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась. Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.
Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.
По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. У детей до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев.
Плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, которое характеризуется уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь.
Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.
В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:
• следить за их осанкой;
• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;
• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;
• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Разминка «Веселый зоосад».
Упражнение «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .
Верблюды танцуют ловко.
2. Упражнение «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.
Здесь жирафов кто – то ждет.
3. Упражнение «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.
Мишка важно так шагает,
На бок лапы расставляет.
Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)
Я их смело покручу и шагать начну.
Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)
Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.
Задачи по профилактике плоскостопия в ДОУ
Виды деятельности в ДОУ, в которых проводится профилактика плоскостопия
Упражнения для профилактики плоскостопия
Профилактика плоскостопия в ДОУ
И. п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош…
Катать стопой мяч вперед-назад.
Он на ежика похож.
Буду ножки укреплять…
Катать мяч стопой по кругу.
Мячик ножками катать.
И. п. — сидя на ковре, ноги согнуты, стопа упирается в стопу, руки на коленях, спина прямая.
Озорные, как ребята.
Руками надавливать на колени и соединять колени вместе.
Они лапки разминали,
Силу лапок показали.
Упор руками сзади в пол. Скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги.
Могли комариков поймать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приподнять ноги, похлопать стопами.
И. п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта.
По очереди ставить ноги вперед на пятки.
По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода.
Шагать носочками вперед и назад.
И. п. — сед ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой…
Захватить платок правой стопой.
Поднесу его к другой.
Медленно перенести платок к левой ноге.
Я несу платок, не сплю,
Коврик я не зацеплю.
Выполнить то же другой ногой.
И. п. — сед ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.
Ноги скрестно мы сидели,
Но не пили и не ели.
Надавливать на колени.
Спинки ровно мы держали
И о чем-то все мечтали.
Плечи назад, вытянуться вверх. Повторить упражнение, сменив ноги.
И. п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует,
Носком правой ноги начертить кружок.
Эта ножка рисует.
Раз, два, три, четыре, пять —
Нарисуй кружок опять.
Повторить правой и левой ногами.
И. п. — сед на ковре, упор сзади, ноги согнуты, стопы соединены, спина прямая.
Встретились два козленка,
Два упрямых ребенка.
Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.
Потом они устали…
Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.
Играть вместе стали.
И. п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая.
«Рисовать» то правым, то левым носком небольшие картинки в воздухе.
Нарисуем мы ногами,
Как художники — руками.
Это высший класс!
Получается у нас!
И. п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.
Соберу простынку ножкой,
Словно ребрышки гармошки.
Собрать правой стопой простынку.
Разглажу быстро стопой…
Разгладить простынку, удерживая край.
И соберу другой ногой.
Повторить левой стопой.
Игры для профилактики плоскостопия
По краям зала (группы) на полу разложены малые обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Затем идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т. п. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и хором говорят: «Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!»
Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят то вправо, то влево набивной мяч (500 г), захватив его ногами, и произносят:
Я сейчас подъемный кран.
Он на стройке великан,
Груз тяжелый поднимает,
Как построить домик, знает.
Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30—50 см один от другого. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.
Читая стихотворение, дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
Ходьба широким шагом.
Ходьба на носках.
Ходьба на пятках.
Ходьба на внешних сторонах стоп.
Дети идут в колонне по одному, читают стихотворение и выполняют движения по тексту.
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Мы идем как ребятишки
И как косолапый мишка.
Сегменты раскладывают по всей площади группы, дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на правую ногу (при повторении — на левую), удерживая равновесие, и произносят:
Цапля на одной ноге
Может час стоять в реке.
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50—70 см один от другого. Дети в носочках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Во время игры они произносят:
Я бегу, бегу, бегу,
Не споткнусь, не упаду!
Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках, со словами:
Печка очень горяча!
Печет печка калачи!
Будет всем по калачу!
Для игры можно использовать дорожки.
Полусферы («кочки») раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30—40 см одна от другой. Читая стихотворение, дети шагают с «кочки» на свободную «кочку», мягко на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки игроки стоят на «кочке» на двух ногах.
Раз — шажок, два — шажок,
Раз — кружок, два — кружок.
С кочки на кочку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут ножки отдыхать.
После небольшого отдыха дети передвигаются на другую сторону группы.
Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги, и произносят:
Кузнечик прыг да скок
С травинки на цветок.
С цветка на землю вмиг.
И снова скок да прыг.
Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему, и произносят:
По канату я иду,
Ни за что не упаду!
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево), удерживаясь на нем, и произносят:
Вот как кружится юла:
Раз, два, три — и все дела!
Дети идут по дорожке (можно выложенной шнурами, по следам), не разводя носков, и произносят:
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
И трясину перейду.
По углам группы (зала) кладут 4 обруча диаметром 70—100 см не менее чем на 2 м от стены. Дети делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг, все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — «карусели вращаются». На свисток все игроки перебегают на противоположную сторону, занимая другие «карусели».
Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.
По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди) и дают детям коробки. Читая стихотворение, дети ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают в коробки.
Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу
И в коробку положу.
Детям предлагают «отправиться в зоопарк» и изобразить ходьбу различных животных. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх («шея жирафа») и идти, вытягиваясь вверх.
Посередине группы двумя шнурами обозначают «ров» шириной от 10 до 50 см. На одной стороне «рва» — «дом козлят», на другой — «полянка». Дети- «козлята» идут на «полянку», подходят ко «рву» и произносят:
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
(Из молдавской народной игры.)
«Козлята» перепрыгивают «ров» мягко на носках в том месте, где могут, и идут на «полянку». Бегают, прыгают, «щиплют травку». На сигнал «Домой!» они возвращаются в «дом», снова перепрыгивая «ров».
Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Дети ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).
Стопа — опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма.
Плоскостопие — нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено. Поэтому нашей задачей является укрепление мышц и связок стопы. Правильно подобранная обувь, ходьба босиком по естественным поверхностям (песку, траве, закаливающие процедуры в комплексе с физическими упражнениями являются залогом в успешной профилактики и коррекции плоскостопия.
Исходное положение (и. п.) -стоя напротив ребенка, ноги слегка расставлены, возьмите ребенка за руки. Напомните ребенку, что спинку надо держать прямо, подбородок не опускать. Поднимите пальцы ног вверх; опустите. Повторите упражнение 10-12 раз
. Поднимитесь на носки; досчитайте до трех; опуститесь. Повторите 5-6 раз
. Встаньте на пятки, подняв носки вверх; энергичным перекатом поднимитесь на носки. Повторите 10-12 раз
. Удерживая равновесие, выполните перекат вправо; вернитесь в и. п. ; сделайте перекат влево. Повторите 10-12 раз
И. п. — стоя напротив ребенка, держа его за руки. Ноги поставьте вместе, носки разведите в стороны, спинка прямая подбородок не опускать. Выполните подъем на носки; вернитесь в и. п. Повторите 10-12 раз
. И. п. — стоя напротив ребенка; руки в стороны; следите за осанкой. Согните ногу в колене; удержите это положение в течение, досчитайте до пяти; поменяйте ногу. По мере усвоения упражнения, увеличивайте время удерживания положения. Можно предложить ребенку попробовать приподняться на носок опорной ноги, затем опуститься на всю стопу.
. И. п. — встаньте рядом с ребенком, возьмите его за руку. Стопы поставьте вместе; выполните сгибание пальцев ног; подтягивая пятки, продвигайтесь вперед.
Исходное положение (и. п.) -сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спину с упором в пол, спинка прямая, не поднимайте плечи вверх; ноги прямые.
. Согните пальцы ног (спрятались пальчики) ; вернитесь в и. п. (нашлись пальчики).
Повторите 10-12 раз
. Направьте носочки от себя; Направьте носочки на себя. Повторите 10-12 раз
. Выполняйте движение, «рисуя» круг стопой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите упражнения 8 раз правой и левой стопой
. И. п. — сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спиной с упором в пол; спина прямая; ноги согнуты в коленях, стопы слегка расставлены. Соедините носки; разведите носки в стороны. Повторите 10-12 раз
. И. п. — согните ноги в коленях, стопы прижмите друг к другу (пальчики к пальчикам, пятка к пятке) ; выпрямляйте ноги в коленях, стараясь удерживать стопами «кораблик»; вернитесь в и. п. Повторите 4 раза
. И. п. — согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол; сгибайте пальцы, подтягивая пятку, выполняя движение вперед; вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза
. И. п. — согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол на носочки; выполняйте движения стопами вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. Повторите 16 раз
. И. п. — такое же, как в упражнении «кораблик»; выполняйте движение стопами вперед-назад, оставляя их прижатыми друг к другу. Повторите 10-12 раз
Материалы: массажный мячик
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Ловко им поглажу ножку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимают лапку кошке.
Мячик пальцем покручу,
И другой ногой начну.
Использование: собрать, рассыпанные по полу пуговицы с помощью ног, выложить из пуговиц узор, фигуру, орнамент.
Материалы: фломастеры, карандаши, палочки разного цвета.
Использование: выложить из палочек пальцами ног заданный рисунок.
С первыми шагами ребёнка начинается процесс формирования стоп.
Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам.
Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. При правильном формировании в строении стопы появляются продольный и поперечный своды. Если же формированию что-то помешало, следует плоскостопие.
Как предупредить плоскостопие?
• Обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.
• Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов.
• Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.
• Обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником
• Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.
При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.
Диагноз деформации стопы подтверждается плантографией — получением отпечатков стопы.
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное лечение рахита, патологий центральной нервной системы, укрепление мышц при помощи гимнастики и массажа.
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп используют стельки-тренажёр Плата. Стельки носят не более пяти-шести часов. Время активности ребёнка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. Поэтому удобно вкладывать стельки в обувь, в которой ребёнок ходит в детском саду.
При наличии плоскостопия используют ортопедические стельки.
Примерный перечень специальных упражнений
И. П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком, перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.
И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие И. П.
3. И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленных суставах, тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
4. И. П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. Полуприседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И. П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полуприседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик.
1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
Для самомассажа рекомендуется использовать резиновые изделия, т. к. они имеют преимущества перед пластмассовыми: более мягко воздействуют на ткани ребенка.
Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у
детей дошкольного возраста.
( рекомендации для родителей)
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяютуровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процентсоставляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз) , чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы) ; плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 — 7 лет) . Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.
Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика) , неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.) ; однообразные движения ( отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке) . Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.
Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку:голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.
Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю ( в средней, старшей группах) , то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.
Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.
Для этого предлагаем вашему вниманию
комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:
Комплекс « Веселый зоосад ».
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .
2. « Забавный медвежонок »
И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо — влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
3. « Смеющийся сурок »
И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.
4. « Тигренок потягивается »
И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
В -е.– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.
5. « Резвые зайчата »
И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.
В –е. — 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.
4.И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс « Встань прямо ».
1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.
2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону) ; 3-4 вернуться в и.п.
3.И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ) ; 5-8 вернуться в и.п.
4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться) ; 5-8 и.п.
В –е. — 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться) ; 5-8 и.п.
6.И.п. — лежа на спине, руки за головой.
В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
В –е. — круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед») .
Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.
Опубликовано 26.02.2015 — 11:39 — Шибанкова Елена Михайловна
Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Подготовила инструктор по физической культуре
Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу) . Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) .
А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры) , то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.
Работники ДОУ должны регулярно проводить собрания родителей, где подробно рассказывать, что такое нарушение осанки ребенка дошкольного возраста, о вреде плоскостопия, способах его профилактики.
Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность при профилактике плоскостопия, искривления осанки на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активным, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.
Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.
Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.
У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца) .
Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см) . Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.
Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.
Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.
В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.
Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети, как правило, неловки, неуклюжи, физически неразвиты.
Уже к 4 годам у детей отмечаются нарушения осанки, которые к 7 годам встречаются у каждого третьего ребенка. Этот дефект отрицательно сказывается не только на внешнем виде (сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки) , но и на состоянии прикуса (смыкание челюстей) , работе сердца, легких, желудка, печени, кишечника и других внутренних органов ребенка, а также на зрении.
ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.
Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины и брюшного пресса) . Эти мышцы образуют естественный мышечный корсет.
Он оказывает большое влияние на формирование правильной осанки. При этом основное значение имеет равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.
Если мышцы туловища развиты равномерно, и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении. Позвоночник имеет 4 изгиба, 2 из них обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордоз) и 2 – выпуклостью назад (грудной и крестцовый кифоз) . Появляются они в раннем детском возрасте и окончательно формируются к 6-7 годам, а закрепляются к 18-20. Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить.
ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах.
Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.
Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:
1.Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.
2.Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.) .
3.Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.) . Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.
–стоять с упором на одну ногу,
–ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,
–рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни) .
5.Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки) ; привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.
6.Однообразные интенсивные движения:
–отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;
–прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики») ;
–длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой) ;
–занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;
–при распашной гребле и гребле на каноэ.
7.Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.
8.Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему) .
9.Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.
1.Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля) . В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание) .
2.Ношение рациональной обуви:
–соответствие обуви длине и ширине стопы;
–иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см) ;
–иметь эластичную подошву;
–двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза;
–не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.
3.Ограничение нагрузки на нижние конечности.
4.Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается) .
Профилактика нарушений осанки
1.Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
2.Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах) .
3.Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком») . Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
4.Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
5.Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа) .
6.Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.
Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным НИИТО, 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%. Значит, именно в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки и плоскостопия.
5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием; 6. Плохо подобранная обувь; 7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита) ; 8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.
Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм) , искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.
Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:
— соблюдать профилактику плоскостопия; — подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными; — учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой) . Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное) .
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Соберём урожай».
Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 смВыполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол.
Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.
Автор: Жарикова Наталья Михайловна, МБДОУ детский сад №54 «Радуга», г. Воркута, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Главная › Мышцы и кости › Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
вт, 06/26/2012 — 14:33 — Людмила ВГолосов еще нет
Мама с рождения любуется ножками своего ребёночка, особенно пяточками. Чтобы ножки в будущем не приносили проблем со здоровьем, необходима профилактика плоскостопия у детей с первого шага.
Каждый малыш рождается со стопой окончательно формирование которой происходит только в процессе взросления с постепенным приобретением навыков ходьбы. До года о проблеме плоскостопия не идёт и речи, а вот дальше нужно внимательно следить за стопами ребёнка.
Безусловно, до 7 лет плоскостопие ещё можно лечить. Но лучше предупредить.
Профилактика плоскостопия у детей может позволит предотвратить печальные последствия неравномерного распределения нагрузки на стопу, ответственную за «амортизацию» при движении. Ведь это провоцирует увеличение нагрузки на позвоночник, как следствие, к болям в спине и шейном отделе, остеохондрозу, артритам, артрозам.
Очень полезен в качестве профилактики плоскостопия массаж, самый первый курс которого можно начать с 2 месяцев и лучше доверить опытному специалисту. Он научит основным приёмам детского массажа для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Делать массаж нужно ежедневно.
Когда малыш научится ходить, нужно усиление лечебной гимнастики. Научите ребёнка ходить на пяточках, на носочках, на внешних, внутренних сводах стопы. Пробуйте катать с малышом стопой карандаш или палочку.
Чрезвычайно полезно соприкосновение босыми ножками с разными неровными поверхностями: скошенная трава, песок, галька. Можно приобрести или сделать специальный массажный коврик с камушками, имитирующими морскую гальку, использовать резиновый мячик с шипами. Массаж стопы полезен любой, поскольку стимулируют множество нервных окончаний, что даст оздоровительный эффект всему организму.
Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются — недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наиболее «популярные» из них:
Распознать плоскостопие несложно. В домашних условиях родители самостоятельно должны обращать внимание и могут выявить следующие признаки плоскостопия у детей:
Кроме того, можно провести небольшой экспрес тест, необходимо намазать стопу маслом или кремом попросить ребенка стать на белый лист бумаги, который предварительно помещен на ровную поверхность. В идеале на полученном «снимке» должно отпечататься меньше половины ширины исходной части ступни.
Смотрите видео: Плоскостопие у детей. Симптомы и профилактика
Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке, для этого хорошо подходят босоногие прогулки. Желательно, чтобы ребенок хотя бы иногда ходил по песку, траве, камушкам и прочим неровностям. Дома подобные поверхности можно воссоздать.
Вместо тех же камешком подойдет горох. При этом ребенок может быть в носках, но никак не в обуви. Такие несложные меры позволят избежать плоскостопия у вашего ребенка.
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива.
Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряж.
Нарушение зрения у детей дошкольного возраста
Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени.
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ.
«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 — детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая.
Особенности развития моторики детей дошкольного возраста
Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых.
Музыка релаксация для детей дошкольного возраста
Консультация для родителей на тему: «Релаксация для детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности №.
Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста
Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно.
Физминутки для детей дошкольного возраста
Физминутки на занятиях в старшей, подготовительной группе. Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке) Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками) Рано утром солнце вст.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.
Что выпить от отеков ног
Что делать при отеке левой ноги