Здоровье ваших ног
Здоровая стопа выполняет важнейшую рессорную функцию. Если такая работа стопы нарушена, помогут упражнения при плоскостопии. Чтобы уяснить их важность, необходимо разобраться, почему так важна анатомически правильная форма этого отдела нижней конечности. Особая – сводчатая – форма стопы смягчает толчки при ходьбе и снижает давление, приходящееся на опорно-двигательный аппарат. Стопы ног имеют два свода: продольный и поперечный. Продольный свод – это арка, которую видно, если посмотреть на стопу сбоку. Поперечный свод располагается под основанием пальцев.
Плоскостопие – это заболевание, при котором один или оба эти свода уплощаются. Нога теряет свою рессорную функцию, и в связи с этим возникают боли, дискомфорт и сопутствующие заболевания. Курс ЛФК, в который входят различные упражнения для профилактики плоскостопия у взрослых и детей дошкольного возраста, а также упражнения против плоскостопия, является лучшим средством для лечения этой проблемы.
Связки и мышцы голени обеспечивают стопе сводчатую форму. Если по какой-либо причине связки или мышцы становятся слабее, то свод постепенно опускается. В зависимости от того, какой свод опущен, различают продольное и поперечное плоскостопие. Если же обе арки уплощаются, то такое плоскостопие называется продольно-поперечным, или комбинированным.
К наиболее распространенным причинам заболевания относят лишний вес (ожирение, беременность), неудобную обувь, наследственную предрасположенность, заболевание костной ткани; постоянную чрезмерная физическую нагрузку. Плоскостопие (чаще, поперечное) – довольно частый диагноз у детей дошкольного возраста. У некоторых дошкольников в процессе формирования стопа со временем «поднимается», и проблема исчезает сама собой. Но на нее все же стоит обратить внимание.
Врачи выделяют четыре степени плоскостопия.
Лечение плоскостопия зависит от степени заболевания, а также от индивидуальных особенностей каждого человека. У взрослых уже развившееся плоскостопие, к сожалению, не поддается лечению. А вот плоскостопие у детей дошкольного возраста и подростков еще возможно исправить, используя специальные упражнения для предотвращения развития плоскостопия у детей.
Если у вашего ребенка есть такая проблема, то начинать лечение нужно в детском возрасте, потому что от этого зависит здоровье и развитие малыша.
Как правило, этот диагноз могут поставить уже с пятилетнего возраста. До этого возраста кости ребенка еще не окрепли полностью и по большей части имеют хрящевую структуру. Кроме того, стопы ног еще по-детски пухлые, подошва ребенка имеет мягкую подушечку, поэтому нога малыша может казаться совсем плоской.
Лечебную физкультуру (ЛФК) назначают всем детям дошкольного возраста при поперечном, продольном и комбинированном плоскостопии. Такая гимнастика обеспечивает коррекцию деформаций. Кроме того, физкультура укрепляет мышцы ног, повышает общую физическую выносливость. ЛФК также помогает улучшить кровообращение, стимулирует работу суставов, снимает воспаления и снижает болезненные ощущения. Врач подбирает упражнения для плоскостопия от разных видов недуга, чтобы проводить профилактику детей.
При начальной степени формирования плоскостопия возникает чрезмерная нагрузка на стопы. Мышцы ребенка не настолько сформированы, чтобы выдерживать большие нагрузки, поэтому они нуждаются в тренировке. Для этого в комплекс ЛФК входят упражнения для профилактики детского плоскостопия, которые направлены на тренировку мышц – сгибателей стоп, а также малоберцовых и большеберцовых мышц.
Для детей дошкольного возраста эффективным является такой комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Занятия ЛФК, включающие упражнения для плоскостопия, должны быть ежедневными, так как лечение недуга – довольно длительный процесс.
Занятия ЛФК и упражнения для профилактики детского плоскостопия лучше проводить два – три раза в день (зависит от того, есть ли зарядка в детском саду) через 1 час после приема пищи: утром, послеобеденного сна и за 1,5–2 часа перед сном вечером. Для появления положительного эффекта важна регулярность. Поначалу можно выполнять не весь комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Достаточно будет нескольких упражнений для плоскостопия. С течением времени нагрузка может увеличиваться.
Упражнения при плоскостопии у детей старайтесь подавать в игровой форме. Можете делать упражнения против детского плоскостопия вместе с ребенком. Упражнения от плоскостопия для детей выполняйте с ребенком не сразу после пробуждения, а спустя 15–20 минут. Пусть ребенок окончательно проснется, чтобы физкультура не стала стрессом для детского организма.
Комплекс упражнений при плоскостопии сочетают также с массажем. Массаж – это прекрасное средство для снятия мышечной усталости, улучшения кровообращения, обменных процессов, исправления различных деформаций ног. Как ребенку, так и себе массаж ног можно проводить самостоятельно.
Техника выполнения процедуры крайне проста. Сначала делайте массаж икр по направлению к лодыжке, затем разминайте внешнюю и внутреннюю стороны голени. Начинайте с поглаживающих движений, затем тщательно разминайте мышцы. После нескольких минут интенсивного и непрерывающегося массажа приступайте к растиранию стопы. Одной рукой поднимите мизинец стопы, а другой опустите безымянный палец. Опускайте и поднимайте так каждый палец стопы. Затем проведите массаж всей стопы, хорошо растирая стопу, начиная с пальцев по направлению к пятке. Завершите массаж водными процедурами, попробуйте контрастный душ или обливания.
Кроме того, для здоровья вас и ваших детей, соблюдайте такие рекомендации:
Без принятия каких-либо мер плоскостопие будет только прогрессировать. Прислушивайтесь к жалобам ребенка, проводите самостоятельный осмотр, и если вы обнаружили у ребенка дошкольного возраста симптомы этого заболевания, то обязательно обратитесь к врачу.
Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой — неотъемлемая часть лечения при плоскостопии. Удобство заключается в том, что заниматься ребенок может в домашних условиях, для достижения результата не обязательно посещать дорогостоящие процедуры. О том, как проводить занятия для ребенка, мы расскажем в этой статье.
ЛФК, т. е. лечебно-физкультурный комплекс при плоскостопии, всегда входит в состав комбинированного консервативного лечения.
Более 80% случаев детского плоскостопия поддается коррекции благодаря щадящему воздействию, без операции.
При продольном и поперечном плоскостопии, а также при комбинированной деформации стоп 1-2, а иногда и 2-3 степени, врачи начинают лечение именно с комплексного лечения. В него входят массаж, мануальная терапия, ношение ортопедической обуви, рекомендованной ортопедом, а также гимнастика.
Гимнастические ортопедические занятия позволяют укрепить мышцы стоп, сухожилия, мышцы голеностопа, что способствует исправлению легкого и среднего плоскостопия.
При тяжелых аномалиях показано оперативное вмешательство, но и случаи тяжелых патологий стоп — не такое уж распространенное явление.
Поэтому можно смело утверждать, что ЛФК — одна из основ успешной коррекции плоскостопия в подавляющем большинстве случаев. Первые занятия можно против поликлинике по месту жительства под наблюдением опытного инструктора — медицинского работника, а впоследствии выполнять комплекс упражнений дома.
Перед началом занятий следует знать, что наилучшие результаты от гимнастики и массажа стоп можно получить в возрасте от 7 до 15 лет, лучше всего коррекции поддается плоскостопие у детей в возрасте от 10 до 12 лет.
Продольное плоскостопие при таком воздействии лечится лучше, чем поперечное. Курс лечения длительный, мгновенного результата ждать не стоит. По статистике, для коррекции требуется в среднем от 2 до 3 лет. В некоторых случаях, требуется около 5 лет систематических и планомерных занятий.
Универсального списка упражнений и приемов не существует, поскольку каждому ребенку назначается определенная программа занятий с учетом степени и вида деформации, особенностей стопы. Но есть основные упражнения, которые входят практически во все комплексы лечебной физкультуры. О них расскажем подробнее.
Для более эффективного выполнения некоторых упражнений комплекса понадобится иметь под рукой:
Проблемы и вопросы могут возникнуть только с последним пунктом, потому как выбор подобных изделий в магазинах и ортопедических салонах велик.
Выбирая коврик-аппликатор для лечения, нужно заручиться рекомендациями врача-ортопеда, который расскажет обо всех особенностях патологии у ребенка и подскажет, какой именно коврик ему подойдет наилучшим образом.
Для лечебных целей выбирают массажный коврик из жестких материалов с выраженным выступающим рельефом или игольчатой текстурой.
Мягкие и щадящие коврики больше подходят для профилактики плоскостопия, нежели для лечения.
Выполнять упражнения из положения стоя можно на аппликаторе (не более 15-20 минут в день), а затем – на обычном мягком коврике из пенополиуретана.
Если разрешит лечащий хирург-ортопед, родители могут приобрести ребенку тренажер или мини-тренажер от плоскостопия. Сегодня существует большой выбор и тех, и других. Это и дощечки- возвышенные платформы для наступания, и пупырчатые мячики для занятий и одновременного массажа стоп, и круглые вращающиеся платформы с неровной поверхностью.
Упражнения на тренажерах должны дополнять занятия, но ни в коем случае не отменять лечебную физкультуру как таковую.
Комплекс включает в себя упражнения из различных положений. Начинать всегда рекомендуется с тех, которые делаются из положения лежа:
Вторая часть комплекса выполняется сидя на коврике:
Сидя на стульчике (важно, чтобы мебель была ребенку по возрасту, то есть стопы при сидении не болтались в воздухе, а уверенно касались пола), выполняется вторая часть упражнений из положения сидя:
Упражнения в положении стоя лучше выполнять на массажном ортопедическом коврике, о котором говорилось выше.
Длительность этой части комплекса не должны превышать 15 минут:
Вторая часть комплекса в положении стоя выполняется на ровной поверхности:
Каждое упражнение комплекса при плостостопии желательно выполнять по 7-10 раз, занятия должны быть ежедневными.
Лечебная физкультура эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также у подростков до 15-16 лет, пока стопа еще находится в стадии формирования. В более взрослом возрасте остановить прогрессирование болезни и запустить обратное ее развитие с помощью гимнастики и массажа зачастую не представляется возможным.
Наиболее внимательными при лечебной физкультуре должны быть родители малышей. Не стоит заставлять их заниматься насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Особенно это касается занятий на аппликаторе.
Гимнастика потребует определенной педагогической гибкости от родителей — если сейчас больно или трудно, то можно отложить упражнение на потом.
Зарядку важно проводить в игровой форме, чтобы малышу было интересно. А вот с подростками лучше выбирать обратную тактику — только настойчивость родителей и правильная мотивация помогут юноше или девушке справиться с существующей проблемой.
Для малышей занятия лучше начинать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время до 15 минут. Подростки могут начинать с 5-6 минут в день, увеличивая нагрузки и время выполнения каждого упражнения постепенно, чтобы уже через пару недель прийти к ежедневным 20-25 минутным занятиям.
Многих родителей интересует, какие виды физической нагрузки дополнительно могут помочь в коррекции плоскостопия, а какие – лишь навредят. Самый главный вопрос, конечно, касается освобождения от занятий физкультурой в школе. Ортопеды в этом вопросе единодушны — освобождения не требуется, для детей со 2-3 степень плоскостопия показаны занятия в спецгруппах.
Каждый учитель физкультуры знает, что такое спецгруппа по плоскостопию, и подберет для ребенка только те упражнения и нагрузку, которые ему не навредят и пойдут на пользу.
Ребенку с плоскими стопами однозначно не стоит заниматься тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, боксом, при которых нагрузка на ноги очень велика.
Категорически противопоказан бег и особенно конькобежный спорт и фигурное катание.
Не рекомендует спортивная гимнастика и любой спорт, связанный с прыжками — нагрузка на позвоночный столб при этом нешуточная, а ребенку с нарушенной амортизацией стопы вынести ее будет в разы тяжелее. Футбол и хоккей, таким образом, тоже отменяются.
Диагноз «плоскостопие» не означает, что дорога в спорт ребенку «заказана». С деформированными стопами можно и нужно заниматься плаванием (исключая прыжки в воду), синхронным плаванием.
Очень полезны занятия восточными единоборствами — тхэквондо, каратэ, джиу-джитсу, айкидо. Помочь исправлению продольного плоскостопия у детей и подростков могут занятия велоспортом.
Лечение будет более эффективным, если родители будут придерживаться важных правил успешного лечения плоских стоп:
Как известно, в современной медицине всегда применяется комплексное лечение болезней в целом и плоскостопия в частности, так как ни один метод лечения, взятый отдельно, не может обеспечить выздоровление больного, полноценное восстановление его работоспособности и улучшения его состояния. Элементами комплексного лечения являются: лечебный режим, диетотерапия, медикаментозное лечение, физиотерапия, бальнеотерапия, механотерапия, психотерапия, лечебная физическая культура и др. То есть лечебная физкультура является лишь одним из многих средств лечения. Применяются также избирательно и специальные методы лечения: хирургические, рентгенотерапевтические и т.д.
Наиболее невыгодны исходные положения стоя и особенно стоя с развернутыми стопами, когда сила тяжести максимально приближена к внутреннему своду стопы. Во вводном периоде лечебного курса рекомендуется выполнять упражнения для мышц голени из облегчающих исходных положений в чередовании с расслаблением. Статическая нагрузка на мышцы голени и стопы противопоказана.
Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп. В этом периоде лечения необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности больного. В основном периоде лечебного курса основная задача — достижение коррекции положения стопы и закрепление этого положения. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с сопротивлением, нагрузкой на стопы и с предметами — захват пальцами камешков, шариков, карандашей, перекладывание их, катание подошвами ног палки и т.п. При этом необходимо постоянно учитывать достигнутую коррекцию.
Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружной поверхности стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления корригирующего эффекта таких упражнений могут применяться некоторые пособия: ребристые доски, скошенные поверхности и т.п.
Все специальные упражнения следует проводить в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями. Благоприятные результаты лечения проявляются в уменьшении или полном исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, в нормализации походки и положения стоп. В исходном положении лежа на спине, следует выполнять следующие упражнения.
Имитация движений ног, как при езде на велосипеде, с одновременным оттягиванием носков и поворотом стопы вовнутрь. Выполнить 6-8 вращений, дыхание свободное. Фиксировать внимание на правильном положении стоп.
Скользящие попеременные движения стопы по голени другой ноги от голеностопного сустава до коленного и обратно. Выполнить 8-10 движений каждой ногой. Затем подошвенной поверхностью стопы пытаться
Попеременные движения прямых ног вверх-вниз (как при плавании кролем на спине). Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 2-3 серии с отдыхом между сериями, в каждой серии по 4-6 циклов.
Итак, упражнения выполняются в исходном положении лежа на спине следующим образом:
Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.
Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движении — расслабление.
Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы
Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой, ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же, сменив положение
Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, “охватывая” голень. То же другой ногой. Из исходного положения сидя на высоком стуле, рекомендуем выполнять следующие упражнения.
Качание ногой вперед-назад за счет движения в коленных суставах. Носки оттянуты, стопы повернуты вовнутрь. Выполнить 10-16 движений.
Приведение и отведение ног. Положение стоп такое же, как в предыдущем упражнении. Выполнить 10-14 движений.
Круговые вращения стоп вовнутрь и кнаружи. Выполнить 15 — 20 вращений в каждую сторону.
Подбивание мяча, подвешенного на шнурке, наружным краем тыльной поверхности стопы 1-2 мин.
Катание стопами палки или булавы.
Захватывание и подъем стопами медицинбола или мяча.
Подтягивание пальцами матерчатого коврика.
Подбор мелких предметов пальцами ног.
Итак, упражнения выполняются в исходном положении сидя следующим образом:
Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.
Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.
Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.
Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.
Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.
Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп. Наклоняясь вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.
В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.
Выполнение упражнений в исходном положении стоя дает возможность укрепить мышцы свода стопы и нижних конечностей, выработать правильную осанку, правильное положение тела и конечностей при стоянии и ходьбе, выполнять движения для совершенствования чувства равновесия. При выполнении упражнений в первое время можно придерживаться за гимнастическую стенку. Итак, упражнения выполняются в исходном положении стоя следующим образом:
Стопы параллельны, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.
Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.
Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетания с движениями рук.
Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.
Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди.
Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.
Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.
Для укрепления мышц свода стопы рекомендуется ходьба по полукруглому или треугольному шесту. При ходьбе носки ставить вовнутрь. Для развития мышечной силы и укрепления свода стоп рекомендуется лазание по канату и шесту, ходьба босиком по дорожке с покрытием из гравия. В теплое время года рекомендуется хождение босиком по песку, по скошенной траве. Необходимо сочетать такую специальную ходьбу с закаливающими процедурами. Итак, упражнения выполняются при ходьбе (в движении) следующим образом:
Ходьба на носках.
Ходьба на наружных краях стоп.
Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи.
Ходьба в положении носки внутрь, пятки кнаружи, с поочередным приподниманием на носки.
Ходьба на носках полусогнутых ног.
Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
Скользящие шаги с одновременным сгибанием пальцев.
Ходьба по ребристой доске.
Ходьба вниз, по наклонной плоскости.
Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.
Регулярное, систематическое применение перечисленных выше упражнений вместе с общеразвивающими и укрепляющими позволит на ранних этапах формирования плоскостопия избежать деформации стоп. В запущенных случаях комплекс перечисленных мер, применяемых одновременно с ношением удобной обуви с супинаторами, позволит стабилизировать процесс деформации, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах нижних конечностей, повысить функциональные возможности всего опорно-двигательного аппарата.
Поддержать и выровнять осанку можно, выполняя определённый комплекс упражнений на дому.
Правильная осанка определяет не только внешнюю красоту нашего тела, но и уровень здоровья. Ритм жизни современных людей (работа в офисе за компьютером, малоподвижность, частое нахождение в сидячем положении) способствует тому, что мы забываем о своей осанке, а вспоминаем о ней только при сильных болях в спине или появления признаков искривления позвоночника.
Осанка — это стандартная поза спокойно стоящего человека, у которого сведены пятки, а носки находятся под углом 45 — 50°.
Осанкой называется определённое положение между мышцами, скелетом, другими тканями и силой тяжестью, причём это отношение удерживается и сидя, и стоя, и лёжа. В основе удержания осанки лежит позвоночник.
Сутулая или искривлённая спина может быть причиной различных заболеваний. Неправильное расположение позвоночника часто приводит к сдавливанию внутренних органов и иным проблемам.
Формирование правильной осанки необходимо для:
Искривлённый позвоночник может привести к нарушению работоспособности сердечно-сосудистого аппарата, проблемам с дыханием и в функционировании пищеварительной системы, скоплению шлаков в организме.
Всё это чревато частыми головными болями, повышенной утомляемостью, ослаблением иммунной системы.
Человек с красивой и ровной спиной притягивает взгляды окружающих, и от этого у него улучшается самочувствие и появляется уверенность в себе.
Идеальная осанка, лёгкая и воздушная походка, широко расправленные плечи, приподнятая голова и втянутый живот — вот как должна выглядеть женщина.
К другим преимуществам хорошей осанки следует отнести:
За осанкой надо следить с самого раннего детства — именно в этот период мышцы спины еще слабы, и если не контролировать их положение, то через несколько лет можно получить проблемы с позвоночником.
К причинам нарушения осанки у детей относятся:
Искривление позвоночника может произойти и у взрослых ввиду следующих причин:
Основные последствия неправильной осанки — это ухудшение состояния внутренних органов.
Лечебная гимнастика позволяет скорректировать нарушения осанки, укрепить мышцы пресса, спины, нормализовать тонус, а также сформировать естественную привычку удерживать спину прямо.
Упражнение для осанки у стены
Самое простое упражнение, которое можно делать в домашних условиях — это снять обувь и стать возле стены, касаясь её в 5 точках: затылок, ягодицы, пятки, лопатки и икры. Нахождение в такой позе минимум по 20 минут ежедневно не только помогает мозгу «зафиксировать» правильную осанку, но и проверить степень искривлённости позвоночника (если она есть). При втягивании живота расстояние от стены до поясницы не должно превышать толщину пальца.
В детском возрасте это упражнение необходимо выполнять по 10-15 минут каждый час, чтобы стало привычкой удерживать спину ровно.
Упражнение с гимнастической палкой
Ещё одно довольно простое упражнение — это ходьба с гимнастической палкой. Необходимо расположить палку сзади перпендикулярно линии позвоночника и удерживать её в сгибе локтей. Достаточно полчаса в день делать это упражнение, чтобы сформировать хорошую осанку. Дополнительно с гимнастической палкой можно делать наклоны и приседать.
Еще несколько комплексов упражнений для исправления сутулости и коррекции осанки:
Правильная осанка — это основа здоровья и выносливости организма. Существует огромное количество эффективных упражнений для осанки, но их результативность зависит от того, насколько регулярно и ответственно человек относится к тренировкам. Сформировать правильную осанку можно, укрепляя мышцы спины и ежеминутно контролируя положение позвоночника. Заниматься осанкой рекомендуется в любом возрасте, но «закладывание» правильного положения позвоночника осуществляется еще в детстве. Поэтому нужно все время следить за осанкой детей и периодически отводить к ортопеду на консультацию.
Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни вашего ребенка. Это обычно проявляется в нарушениях нормального функционирования как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы: появлении болей в ногах и тазовой области после долгой ходьбы, быстрой утомляемости и пр. Как автомобиль с изношенными рессорами трясет на каждом ухабе, так и для человека с плоскостопием каждая лишняя нагрузка — порядочная встряска всего организма. Поэтому так важно обнаружить плоскостопие именно в период роста и развития опорно-двигательного аппарата вашего ребенка. Только в этом случае лечебно-профилактические мероприятия и упражнения при плоскостопии окажутся эффективными. Кстати, форма стопы имеет прямую связь с осанкой ребенка. Почти у всех детей с плоской стопой бывает и неправильная осанка. Казалось бы, между этими явлениями нет никакой связи. А между тем, у 60-70% исследуемых детей именно плоскостопие — причина сколиозов и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормальной формы стопы может пагубно отразиться на гармоничном физическом развитии вашего ребенка. Выносливость плоской стопы ограничена, амплитуда движений в суставах минимальна, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль.
Чтобы узнать, есть ли у вашего ребенка плоскостопие, попросите его походить босиком по полу в разных направлениях, чтобы его ноги во всех положениях были вам хорошо видны. Особое внимание следует обратить на внутренние края стопы и степень ее уплотненности. Есть и другой способ: кусочком ваты покрасьте ребенку ступни ног, а затем поставьте его на чистый лист бумаги. Полученный отпечаток остается сравнить с изображением нормальной стопы. С помощью таких отпечатков вы сможете проследить и за эффективностью лечебных процедур или упражнений против плоскостопия. При этом не стоит забывать, что ставить ребенку до 4 лет диагноз «плоскостопие» преждевременно. У малышей на ножках есть особая жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы, то можно увидеть как бы уплощение, которое на самом деле не является таковым.
Плоскостопие — это приобретенное или врожденное уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Известно три его разновидности: паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие. Паралитическое наблюдается при полиомиелите, травматическое — после перелома лодыжек или костей стопы. Наиболее распространенный вид плоскостопия — статическое: оно возникает в результате перегрузки стопы, осложненной непрочностью соединительной ткани. Оно возникает у детей, потому что их мышцы еще слабы и часто не выдерживают нагрузки. Главная сила, которая поддерживает свод стопы на нормальной высоте, — мышцы-супинаторы. Если эти мышцы плохо работают, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются. В результате стопа удлиняется и расширяется в средней части, а пятка отклоняется наружу. Врожденное плоскостопие наблюдается редко. Гораздо чаще оно приобретается с возрастом, возникает, если ребенок после года жизни еще ходит в пинетках. С целью по возможности предотвратить его развитие, врачи советуют подклеивать к пинеткам каблучки толщиной в один слой кожи. Такая обувь укрепляет мышцы стопы, формирует правильную осанку.
Если плоскостопие не выявлено еще в раннем детстве, вылечить этот недуг практически невозможно. Его можно только до определенной степени укротить, заставить не оказывать слишком большого влияния на повседневную жизнь. При врожденном плоскостопии используется массаж, а в особо сложных случаях — фиксация гипсовыми повязками. При приобретенном главное внимание следует уделять ортопедической обуви и специальным гимнастическим упражнениям против плоскостопия. Делать их ребенок может под присмотром родителей. Разучить же необходимый комплекс физических упражнений против плоскостопия поможет педиатр.
Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:
Есть и упражнения при плоскостопии, не требующие специального детского спортивного оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком. Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.
И еще одно замечание. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии. Начинать тренировку можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению.
Встретить человека в наше время с правильной и безупречной осанкой очень трудно. Бытовые заботы, тяжелая работа, длительное времяпрепровождение за компьютером заставляют нас согнуть голову или опустить плечи. Но правильная осанка – это не только часть имиджа, а залог здоровья человека, ведь в процессе эволюции природа не просто так ее придумала. Если ваша осанка нарушена, то это отнюдь не повод опускать руки. Немного времени, чуть больше терпения и эффективные упражнения для выпрямления осанки помогут вам приобрести аристократическую позицию тела.
Осанка – это привычная для человека позиция тела в пространстве во время движения и в покое. В основе формирования осанки лежит двигательный стереотип, который каждый человек вырабатывает индивидуально, в последующем взаиморасположение регулируется на бессознательном уровне. Осанка может быть правильной и неправильной (патологические типы).
Признаки правильной осанки:
Если у вас возник вопрос о том, что же дает именно такая осанка, то ответов несколько:
Причины, по которым нарушается осанка человека, бывают врожденными и приобретенными на протяжении жизни. К врожденным этиологическим факторам патологических форм осанки относят дефекты развития отдельных компонентов позвоночника. Например, отсутствие некоторых позвонков, их патологические формы, недоразвитие мышц или связок и пр. Такие нарушения встречаются достаточно редко, а выправить их можно только с помощью хирургического вмешательства.
Самые частые приобретенные причины нарушения осанки:
Неправильная рабочая поза за компьютером является очень частой причиной нарушения осанки и других проблем с позвоночником
Если вы решили стать обладателем ровной спины, красивой походки с поднятой головой, с широко расправленными плечами и улыбкой на лице, то это непременно можно осуществить. Специальный и одновременно простой комплекс упражнений поможет вам достигнуть цели, но только при условии регулярных и длительных тренировок.
Вся гимнастика для исправления осанки состоит из двух этапов:
Комплекс разминочных упражнений вы можете выбирать на свой вкус. Подойдут любые разминочные движения, которые приводят в тонус основные группы мышц. Не забывайте о растяжке. Разминка сведет к минимуму риск получить травму, выполняя основные упражнения, и повысит их эффективность.
Упражнение “планка” не только вернет вам красивую осанку, но и подарит сильный пресс
Такой простой и одновременно эффективный комплекс упражнений поможет вам добиться успехов уже после нескольких месяцев регулярных занятий. Но не забывайте о своей осанке никогда, старайтесь постоянно думать о правильном положении своего тела, где бы вы ни были.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение можно быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).
В своей работе использую активную корригирующую гимнастику, включающую тренировку мышц стопы и голени, подвижные игры , игровой массаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – веточки ели, степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.
Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.
— выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
— использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
— закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
— формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
— формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
— осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
— выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
— воспитание физических качеств;
— приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
— укрепление мышц стопы и голени ног.
— повышение уровня физической подготовленности.
— сформированность осознанной потребности в выполнении
упражнений в домашних условиях.
— благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья..
В пособии использовала идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А.Николаевой (г.Москва); С.Н.Поповой «Лечебная физическая культура».
В своей работе опираюсь на таблицу показания изменения свода стопы. Выявляю детей, болеющих плоскостопием в начале учебного года и в конце года, делаю сравнительную характеристику.
При систематической работе мы видим изменения в положительную сторону
Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей (сентябрь – май), мы видим положительную динамику у 6 детей. У них ширина свода стопы уменьшена на 0,5 – 1см. Показатели на том же уровне остались у 9 детей. Я хочу еще раз отметить, что вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать .
Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений из положения, сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.
Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат
I часть: Ходьба на носках с различными положениями рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой. Ходьба в колонне по одному (по ребристой доске).
II часть: I этап: Массаж сидя на коврике.
II этап: ОРУ (на стульях с мячом)
1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
2. И.п.: то же ; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
4. И.п.: сидя на стуле: прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой (5-6 раз)
а) Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком приставным шагом и передом в медленном темпе (2-3раза)
Игра: «Пройди – не задень»
III часть: ходьба по следам, по ребристой доске.
Задачи: Продолжать закреплять навыки массажа стопы и голени ног. Учить ОРУ в положении сидя на стуле. Воспитывать усидчивость
Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат.
Задачи: Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног. Закреплять упражнения в и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения в подвижной игре «Страус» и разучить её.
Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.
I часть: Построение в колонну. Ходьба на пятках, носках и на наружном крае стопы (различные положения рук). Бег с выбрасыванием носок вперед. Ходьба по диагонали. Построение в круг.
II часть: I этап (массаж стопы и голени ног)
II этап: ОРУ (с различными предметами)
1. И.п.: сидя на стульчике. Сгибание и разгибание носок ног (5-6раз)
2. И.п.: то же. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его над полом (5-6раз)
3. И.п.: то же. Собрать пальчиками ног платочек «гармошкой» под стопы ног(5-6раз)
4. И.п.: то же. Захватывание и приподнимание пальцами ног палочки (4раза)
5. И.п.: то же. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая от пола носок ног (3-4раза)
6. И.п.: то же. Вставание из и.п. сидя «по-турецки» опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп (2-3раза)
а) Ходьба босиком по ребристой доске (2-3раза)
б) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)
в) Ходьба босиком по сосновой веточке. (2-3раза)
Подвижная игра: «Страус»
III часть: Аутотренинг.
Задачи: Продолжать укреплять стопы ног хождением по сосновой веточке. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и.п. сидя на стуле. Продолжать разучивать подвижную игру «Страус».
Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка. (см. занятие за 4 неделю октября)
Задачи: Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, использовать аутотренинг
Пособия: стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.
I часть: Ходьба в колонне по одному, с выполнением движений для рук. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж стопы и голени ног. (см. занятие за сентябрь)
2. ОРУ (с предметами)
1) И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведения пяток, не отрывая от пола (5-6раз)
2) И.п.: то же. Захватывание стопами мяча и приподнимание его (5-6раз)
3) И.п.: то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6раз)
4) И.п.: то же. Собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки (5-6раз)
5) И.п.: то же. Катание палочки стопами ног (5-6раз)
6) Повтор. 1 упражнения.
3. Основные движения.
а) Ходьба по ребристой дорожке(2-3раза)
б) Легкий бег по следам(2-3раза)
в) Ходьба приставным шагом по канату боком (2-3раза)
4. Подвижная игра: «Пройди – не задень»
Задачи: Учить детей удерживать предмет носками ног (камешки, палочки) и выбрасывать его.
Закреплять ходьбу на пособиях, выполняя различные упражнения.
Воспитывать усидчивость и товарищество.
Пособия: рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с камешками.
I часть: Ходьба гимнастическим шагом, на пятках, «пингвины». Бег с захлестыванием голени назад. Ходьба по ребристой доске.
II часть: 1. Массаж.
2. Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.
а) Ходьба босиком по рейке.
б) Ходьба (лазание) по гимнастической стенке
в) Ходьба по ребристой доске.
г) Ходьба по дорожке с камешками.
д) Ходьба по сосновым веточкам.
3. Подвижная игра: «Страус»
Содержание игры – страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. дети собирают камушки, палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.(2-3раза).
III часть: малоподвижная игра «Сделай вот так» (карточки)
Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях
Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.
1 этап: Массаж сидя на коврике.
2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)
1. И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
2. И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
4. И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)
3 этап: Основные движения
а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)
Игра: «Пройди — не задень»
III часть: под композицию песни «Сапожник »
I. Дети, дети вы куда идете?
Ой, сапожник, мы идем на площадь.
II. Дети, дети башмаки порвете?
Ой, сапожник, ты их залатаешь.
III. Дети, дети кто же мне заплатит?
Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
(дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)
Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.
Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.
Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)
• нормализировать тонус мышц;
• уменьшить боль. После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям. Высокая, особенно на первых стадиях
Ортопедическая обувь • профилактика развития плоскостопия;
• профилактика деформации пальцев ног;
• снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;
• скорректировать существующие проблемные отклонения. Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.
Ортопедические стельки • для остановки изменений;
• предупреждение болей в суставах;
• профилактика искривления осанки. Рекомендуется вкладывать внутрь уличной и домашней обуви. Область свода стельки выполнена в виде массажных элементов. Корректируют, помогают правильно распределить нагрузку. Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.
Закаливание • укрепить сосуды;
• укрепить иммунную систему организма детей;
• профилактика различных заболеваний. Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика ( с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору. Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.
Гимнастика • укрепление мышц, связок;
• формирование правильной походки;
• помощь при неправильной постановке костей. Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости. Длительные регулярные занятия дают отличный результат.
Родители, не забывайте, что плоскостопие — это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.
Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.
Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!
Помидоры в лечении варикоза
Почему ноги и руки немеют