Здоровье ваших ног
Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.
При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.
Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.
Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.
— Увеличение массы тела
Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем
Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.
Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз (см. Рис. 1).
Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице (см. Рис. 2). Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника (см. Рис. 3). Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками.
Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.
Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол (см. Рис. 4). Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.
Рис. 4. Правильная осанка при работе за столом
Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.
Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку (см. Рис. 5). После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.
Рис. 5. Определение гибкости позвоночника
В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.
При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.
Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.
Меры предупреждения плоскостопия:
— Ходьба на цыпочках
— Ходьба на внешней стороне стопы
— Ходьба на внутренней стороне стопы
— Попеременное сжимание пальцев стопы
— Бросок небольшого предмета пальцами стопы
— Занятие плаванием и различными спортивными играми
Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).
На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).
Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.
Цель: научиться определять нарушения осанки простым способом.
Оборудование: ровная вертикальная поверхность (стена без плинтуса).
Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.
Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.
Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.
Цель: овладеть простым способом выявления плоскостопия.
Оборудование: лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.
Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.
Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).
Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.
Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.
Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.
Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.
Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___левая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___
Рис. 1. Определение наличия плоскостопия
Цель: определить соотношение процессов возбуждения и торможения.
Оборудование: секундомер, испытуемый.
Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.
Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.
Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:
если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;
если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;
если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.
Вопросы в начале параграфа.
Вопрос 1. Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Вопрос 2. Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?
Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки про ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие ,т.е. форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.
Вопрос 3. Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?
Сколиоз — искривление позвоночного столба вбок.
Диагноз устанавливают на основании осмотра пациента. Осмотр должен быть выполнен в положении лежа, стоя, сидя. Изменяют длину ног, исследуют подвижность позвоночника во всех отделах. В какую сторону искривлен позвоночник определяют по направлению более выраженной дуги. Выполняются рентгеновские снимки в положении лежа и стоя, производят снимки со специальной укладкой для создания определенных проекций снимков позвоночника, измеряют угол искривления.
Вопрос 1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
При нарушении осанки первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают, если человек, просто контролируя себя, держится прямо. Нарушения осанки второй степени связаны с изменениями мышечного аппарата и исправляются при занятиях физкультурой и гимнастикой. Нарушения осанки третьей степени затрагивают скелет и требуют серьезного лечения.
Вопрос 2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
При неправильной осанке нарушается работа сердечно-сосудистой системы (работа сердца, сокращение стенок сосудов) и, как следствие, происходит ухудшение кровоснабжения различных систем органов. Нарушается функционирование дыхательной и пищеварительной систем.
Вопрос 3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?
Плоскостопие — болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причинами плоскостопия являются неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы, она расплющивается, порой отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.
Для лечения плоскостопия применяют специальные стельки — супинаторы. Они поддерживают стопу в необходимом положении. Это улучшает положение костей стопы, а также костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Вопрос 4. Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.
Правильным является положение тела, при котором ученик глубоко сидит на сиденье стула, опираясь пояснично-крестцовой областью на спинку стула (глубина сиденья составляет 3/4 длины бедра), между туловищем и краем стола расстояние в ширину ладони. Это достигается, когда сиденье стула заходит за крышку стола на 5 см. Ноги в тазобедренном и коленном суставах находятся под углом 90 градусов. Стопы опираются на пол или подножку стола. Предплечья свободно лежат на крышке стола.
Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника.
Теоретические основы работы. Осанка – непренужденная поза стоящего человека. Она зависит от взаиморасположения отдельных частей тела, от общего центра тяжести тела, особенностей скелета, формы грудной клетки и состояния мышечной системы и суставно-связочного аппарата. Осанка обычно оценивается в положении стоя. Исследуемый, при этом держится совершенно непринужденно, без всякого напряжения.
При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи на одном уровне, слегка опущены и развернуты, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночного столба нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Это можно проверить следующим образом: нужно встать спиной к стенке без плинтуса. При хорошей осанке без усилий и напряжения стены касаются – затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки.
Правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека. Правильная осанка – это фундамент, на основе которого нужно строить свое тело. Она создает условия для снятия напряжения в межпозвонковых сочленениях, способствует нормальному функционированию различных органов и систем.
Осанка зависит от многих причин, в том числе, от наследственных факторов, от телосложения, типа нервной системы и общего тонуса мышц, поддерживающих костно-суставную систему в определенном порядке. Факторами внешней среды, влияющими на формирование осанки, являются:
нерационально организованный режим. Большие статические нагрузки в сочетании с гиподинамией, сидячим образом жизни (учеба, компьютер, телевизор, занятия на музыкальных инструментах и т.д.);
несбалансированное питание, неудобная одежда, постель;
недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы;
отсутствие профилактических мероприятий при занятиях определенными видами деятельности с несимметричными, односторонними движениями;
травмы опорно-двигательного аппарата и физические перегрузки на одну сторону тела (например, привычка носить тяжести в одной и той же руке) и т.д.
Неправильная осанка не только ухудшает фигуру человека, но может вызвать смешение сердца и крупных сосудов, в результате нарушается нормальная функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Известно, что позвоночный столб имеет 4 изгиба: два – выпуклость вперед (шейный и поясничный лордозы) и два – обращенных выпуклостью назад – грудной и крестцовый кифозы), которые сформировываются, как привило, к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам. Эти изгибы имеют большое значение, выполняя рессорную функцию, т.е. уменьшая сотрясения при ходьбе, беге и прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3-4 см. Различают, в зависимости от выраженности изгибов, несколько типов осанки:
нормальная – умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;
выпрямленная – слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;
сутуловатая – резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена. Этот дефект осанки является наиболее частым. При сутулости позвоночник меняет свою форму, и вместе с ним деформируется спиной мозг. Это очень вредно для здоровья, так как в спином мозге находятся все центры, ведующие работой внутренних органов;
лордотическая – сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;
кифотическая – компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плес вперед, выпячивание головы; локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.
Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток (Рис.1).
Рис. 1. А) Критерии нормальной осанки. Б) Отдельные критерии нарушения осанки.
Боковое искривление позвоночного столба (сколиозы) бывают простыми, при которых наблюдается одна дуга искривления позвоночника, и сложные, к которым относятся двойные или даже тройные боковые его искривления. Сколеозы, как правило, носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они влияют на кровообращение и дыхание. Боковые искривления позвоночного столба вызывают асимметрию расположения плеч и ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии – пространство находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией. Если справа и слева величина треугольников талии неодинакова, нужно искать сколиоз или асимметрию плеч.
Оценку осанки нужно проводить с внешнего осмотра. При осмотре верхнего пояса и верхних конечностей проверяется: находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли крыловидности лопаток, развернуты ли плечи. Крыловидные лопатки чаще всего наблюдаются у людей со слабыми мышцами спины (Рис.1). Особенно информативным является осмотр позвоночного столба. При этом определяется выраженность его физиологических изгибов.
Для исправления осанки следует, прежде всего, прижаться спиной к стене, а затем, не меняя положения тела, опустить руки и отойти от стены. Надо запомнить это положение тела и стараться сохранять его при ходьбе. Основная причина нарушения осанки и образований искривлений позвоночника, как правило, является неправильная поза. Привычка горбиться, косо держать плечи и таз, неправильно сидеть за партой или столом. Надо выработать привычку правильно ходить, сидеть, стоять (голову держать слегка откинутой назад и отвести плечи назад, выпрямиться). Из-за плохого зрения люди, особенно дети, часто сутулятся, поэтому необходимо периодически проверять зрение. Нарушается осанка и при недостаточности освещения.
Главную роль в формировании правильной осанки играет равномерное и достаточное развитие мышц спины и верхнего пояса. Для преодоления сутулости необходимо тренировать мышцы спины, а также поддерживать гибкость позвоночника. Доказано, что осанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц средствами физической культуры и спорта, что способствует ее исправлению и предупреждению.
Задание 1. Тестирование друг друга на наличие сколиотической осанки или начальных симптомов сколиоза. Студенты, разбившись до пояса, исследуют визуально осанку друг у друга.
• Необходимо встать ровно, спиной к проверяющему. Плечи и нижние углы лопаток должны находиться на одном уровне. Линия позвоночника в норме совпадает с мысленно проведенной от центра затылка до межягодичной складки вертикальной прямой, то есть межягодичная складка не должна отклоняться от отвесной линии (Рис 1.). Если мышцы спины не дают рассмотреть позвоночник как следует, необходимо наклониться вперед. По выступившим вперед остистым отросткам позвонков легче заметить отклонение.
• Обратить внимание на ребра. Обе стороны спины должны быть симметричны, на одном уровне.
• Встать к проверяющему боком. В норме позвоночный столб имеет физиологические изгибы вперед – в шейном и поясничном, назад – в грудном и крестцовом отделах. Их чрезмерное усиление, так же как и выпрямление – признак нарушения осанки или сколиоза.
• О наличии сколиоза свидетельствует ассиметрия треугольников талии, пространств между свободно опущенными руками и боковыми поверхностями туловища.
Задание 2.Измерить сантиметровой лентой расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Отношение этих показателей в некоторой степени характеризует состояние осанки человека. Осанка считается нормальной, если отношение ширины плеч к величине дуги спины умноженное на 100 колеблется в пределах 100 – 110%. Если этот показатель менее 100% и свыше 110%, то это свидетельствует о нарушении осанки.
Плоскостопие. Форма стопы может быть нормальной, уплощенной и плоской. В стопе все кости соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки — эти своеобразные соединительно-тканые ленты – стягивают косточки между собой, придавая форму стопе. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования. Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом слаженном механизме приводит к деформации. При плоскостопии продольный свод становится более плоским и стопа несколько удлиняется, что вынуждает больного покупать себе обувь на один или два размера больше, чем до болезни. А бывает и так, что у основания пальцев нога расширяется, появляются мозоли на подошве (натоптыши), а на большом пальце – шишки, поэтому обувь тоже кажется узкой. Как правило, нарушения возникают одновременно в продольном и в поперечном сводах, поэтому такое плоскостопие называют поперечно-продольным: при этом стопа удлиняется, а пальцы расходятся веером.
Свод стопы осуществляет роль амортизатора, предохраняет внутренние органы, спинной и головной мозг от излишних сотрясений при ходьбе, прыжках и вынужденных переносах тяжестей. При плоскостопии стопы уплощаются и перестают «пружинить» при ходьбе, отсюда и боли, и чрезмерная утомляемость. По результатам исследований Т.Ю. Карташовой, 31,4 % здоровых студентов (мужчин) и 26,8 % студенток-женщин имеют различные отклонения в состоянии стопы, а у студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, такие отклонения в своде стопы наблюдаются у 41,18 % обследованных студентов.
Три ступени плоскостопия. Первые признаки плоскостопия: к вечеру ноги очень устают даже после обычной нагрузки. При надавливании на середину подошвы возникает боль. Иногда ноги отекают, но отек проходит к утру. Это первая ступень болезни. На второй стадии плоскостопие напоминает о себе круглые сутки. Сильные боли в стопах и в голенях заставляют избегать длительных прогулок. Иногда приходится даже менять работу. Походка становится тяжелой, утиной; остальная часть тела едва поспевает за грудью. Появляются проблемы с обувью. Уродующие шишки у основания больших пальцев представляют собой не только косметический дефект. Они постоянно натираются с великим трудом подобранной обувью. Стопа отклонена наружу настолько, что вернуть ее в физиологическое положение не представляется возможным. Третья ступень — это запущенное заболевание. Хождение крайне затрудняется, стопы сильно деформированы и напоминают обычные очертания только своим расположением — ниже голеностопных суставов. Больные в этой стадии нетрудоспособны. Выручить их сможет только хирург.
Плоскостопие не является противопоказанием к физическим нагрузкам, но существуют некоторые ограничения, связанные с использованием отягощений и многократных упражнений прыжкового характера, вызывающих боль в своде стопы. Те, кто страдает плоскостопием, знают, что низкий свод стопы или его отсутствие – частая причина болей в суставах ног. Кроме того, плоскостопие или даже просто снижение свода стопы повышает риск переломов во время занятий спортом. Так, у людей с низким сводом стопы вдвое чаще бывают переломы стопы или голеней. Это свидетельство того, что плоскостопие не просто косметическая проблема: в отсутствие естественной рессоры – свода стопы – напряжение во время спортивных нагрузок не гасится, а приходится на кости.
Задание 3. Определите форму своей стопы. Проведите ее диагностику с использованием теста на плоскостопие. Для этого необходимо намочить ногу или смазать стопу маслом, а потом наступить на лист бумаги, чтобы получить отпечаток стопы. Эту пробу необходимо выполнять стоя: именно в вертикальном положении стопы испытывают достаточную нагрузку. На отпечатке внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний — иметь изгиб: в идеале только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Если эта полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.
Получите сведения о методе – плантографии. Этот метод основан на исследовании стоп с помощью рентгена. Снимок делают в положении стоя, при этом луч рентгена направляется сбоку. Затем рентгеновский снимок расчерчивают карандашом по специальной методике и математически определяют угол наклона одних костей относительно других. Измеряют расстояние от вершины медиальной лодыжки до горизонтальной линии, соединяющей головку первой плюсниевой кости и пяточный бугор. Если стопа нормальная, то высота первого свода составляет не менее 55-60 мм, угол у вершины лодыжки должен быть не больше 95?, а у пяточного бугра – 60?. Этот метод разработан достаточно давно и позволяет исключить какие бы – то ни было сомнения в диагнозе.
Проведите диагностику стоп с использованием наиболее современного метода компьютерного исследования. Отпечаток ступни проецируется на экран монитора и позволяет точно оценить нагрузку, приходящуюся на каждую ногу.
Задание 4. Основные принципы выработки правильной осанки и некоторые полезные советы и освоение физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия.
Правильную осанку невозможно освоить без обучения. Для ее формирования, прежде всего, необходимо улучшить общее физическое развитие и привить навыки хорошей осанки. При этом важны следующие принципы:
• Желание иметь красивую фигуру с правильной осанкой.
• Сознательно и активно относиться к своему телу.
• Изучить и усвоить характерные черты правильных положений во время ходьбы, стояния, сидения.
• Постоянно закреплять навыки хорошей осанки. Пользоваться контролем со стороны и самоконтролем до тех пор, пока она не будет казаться удобной и привычной.
Не существует единой системы, комплекса специальных упражнений, который был бы универсальным для создания хорошей осанки для каждого человека. На наш взгляд, не существует единого стандарта наилучшей осанки. Этого и не стоит добиваться. Гораздо важнее строить свое тело на основе индивидуальных анатомических особенностей. Каждому человеку необходимо осознавать наилучшее положение тела, помогающее выполнять какую-либо работу, опираясь на собственный базис. Это позволяет выполнять физическую работу с большим эффектом. При этом мышцы, участвующие и не участвующие в работе поддерживают положение равновесия.
Таким образом, правильная осанка позволяет мышцам, выполняющим работу, делать это более эффективно, а мышцам, не участвующим в работе, поддерживать положение равновесия. Кроме того, от состояния осанки зависит состояние внутренних органов, деятельность нервной системы.
В среднем человек сидит 2/3 дня. В этом положении мышцам приходится выполнять большую удерживающую работу. Сидение с сутулой спиной еще больше увеличивает нагрузку.
• Спина должна быть максимально выпрямлена, колени расставлены шире, чем тазобедренные суставы, бедра чуть наклонены вперед, стопы стоят под коленями или немного впереди.
• Оптимальная высота стула 42-53 см от пола, спинка стула должна соответствовать форме тела и на высоте середины грудного отдела иметь выступающую область.
• Ограничьте время пребывания к вынужденной позе. Через каждый час сидячей работы, необходимо встать и походить.
• Если приходится нести груз — распределите его равномерно в обе руки, лучше использовать рюкзак или сумку на ремне.
• При подъеме тяжелого предмета опуститесь на колено или согните ноги в коленях и тазобедренных суставах, затем вес приблизьте к телу, обоприте о бедро и выпрямите туловище. Такой способ значительно уменьшает нагрузку на межпозвонковые диски пояснично-крестцового отдела позвоночника.
• Любую работу старайтесь выполнять с прямой спиной в вертикальном положении. Постарайтесь ограничить пребывание в вынужденной позе сгибания и разгибания. Плохо, если Вы работаете с выпрямленными коленями, круглой спиной, например, при мытье полов, работе в саду и т. д. Лучше такую работу выполнять, опустившись на колено и оперевшись на руку.
• Одежда должна быть удобной — узкие туфли и джинсы, высокие каблуки изменяют естественную походку, что обязательно отразится на осанке.
• Спать рекомендуется на полужесткой постели. Нельзя долго лежать на спине с резко согнутой головой на высокой подушке (нельзя в этой позе читать, смотреть телевизор). Такое положение может привести к смещению позвонков в шейно-грудном отделе.
Лечебная гимнастика при нарушениях осанки и плоскостопия
Специальные упражнения могут укрепить мышечный аппарат стоп. Выполнять упражнения можно вначале лежа, а в дальнейшем — сидя. Понадобится стул достаточной высоты, чтобы стопы всей поверхностью касались пола, а угол между голенями и бедрами был 90 градусов. Под ноги лучше положить коврик.
Исходное положение: сидя на стуле (спину стараться держать прямо), ноги слегка расставлены, подошвы полностью касаются пола. а) сгибайте и разгибайте стопы (движения производятся в голеностопном суставе); б) отведите стопы наружу, приведите внутрь; в) сгибайте и разгибайте пальцы ног; г) охватите стопами мяч, приподнимите его, вернитесь в исходное положение; д) перекатывайте скалки стопами на полу; е) перетягивайте полотенце пальцами ног. Следующий комплекс упражнений рекомендуется выполнять совместно с упражнениями на область плечевого пояса, формирующими осанку.
Хождение: а) на наружном крае стопы, выполняя круговые движения руками; б) на внутреннем крае стопы, руки за голову; в) на носочках, положив на голову книгу и стараясь ее не уронить; г) на пятках, руки на поясе.
Так как плоскостопие прогрессирует у людей, физически менее развитых или ослабленных, лечебную гимнастику для нижних конечностей им следует сочетать с общеукрепляющими упражнениями. Избегать поднятия тяжестей, длительного стояния или ходьбы. Тренировки должны повторяться 3-4 раза в день. Только тогда будет эффект. После выполнения упражнений или любой другой нагрузки хорошо сделать теплую ванночку с морской солью или хвойным экстрактом, снимающую усталость и боль. В перерывах между упражнениями (то есть в течение всего дня) придется носить супинаторы.
Супинаторы. Супинаторы – это специальные стельки. Правильно подобранные супинаторы позволяют не только избавиться от боли, но еще и своей формой регулируют тонус мышц, заставляя напрягаться наиболее «ленивые» из них. Распространяя давление равномерно, стельки-супинаторы предотвращают возможную травматизацию стоп, так как минимизируются основные точки надавливания.
Комплексы физических упражнений для коррекции осанки:
Встать на колени и ладонями опереться в пол; расслабить спину, дав ей провиснуть; затем выгнуть спину дугой вверх, опуская голову; после этого прогнуть спину вниз и поднять голову; делать так несколько раз
Стоя, в опущенных руках гантели (1-2 кг). Отвести руки назад, прогибаясь;
Сидя на стуле, кисти на затылке, голова опущена вперед. Отводить голову назад, оказывая руками сопротивление;
Сидя на полу, руки сзади. Поднять таз, голову отвести назад, прогнуться. Держать 3-5 с.
Сидя на полу руки сзади. Поднять таз, отвести голову назад, прогнуться с опорой на руки и одну ногу;
Лежа на спине, ноги согнуты. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять таз;
Лежа на спине, ноги выпрямлены. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, не поднимая таз и голову;
Лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи. Держать 3-5 с.;
Лежа на животе, кисти на затылке. Поднять голову и плечи, максимально согнуть ноги в коленных суставах, головой тянуться к стопам;
Сидя на пятках, руки согнутые перед грудью. Медленно отвести согнутые руки в стороны – назад и удержать их 2-4 с. Затем медленно возвратиться в и.п.;
Сидя на пятках, руки за головой. Туловище и голова слегка наклонена вперед. Медленно выпрямить спину, отвести локти и голову назад. Медленно возвратиться в и.п.;
Сидя на пятках, ноги согнуты в коленях. Туловище наклонено, руки впереди. На счет 1-2 поднять руки вверх — назад, прогнуться, голову отвести назад, на 3-4 – возвратиться в и.п.;
Лежа, лицом вниз. Локти прижаты к туловищу, кисти рук к плечам. Медленно поднять голову от пола, прогнуться, руки отвести в стороны — назад. Удержать это положение 2-4 с. Медленно возвратиться в и.п.
Лежа, лицом вверх, руки за головой. Приподнять туловище на 20-30 см на 2-5 с.
Сидя на пятках, руки согнутые перед грудью. Медленно отвести согнутые руки в стороны – назад и удержать их 2-4 с. Затем медленно возвратиться в и.п.
Сидя на пятках, руки за головой. Туловище и голова слегка наклонена вперед. Медленно выпрямить спину, отвести локти и голову назад. Медленно возвратиться в и.п.
Сидя на пятках, ноги согнуты в коленях. Туловище наклонено, руки впереди. На счет 1-2 поднять руки вверх-назад, прогнуться, голову отвести назад, на 3-4 – возвратиться в и.п.
Лежа, лицом вниз. Локти прижаты к туловищу, кисти рук к плечам. Медленно поднять голову от пола, прогнуться, руки отвести в стороны-назад. Удержать это положение 2-4 с. Медленно возвратиться в и.п.
Лежа, лицом вверх, руки за головой. Приподнять туловище на 20-30 см на 2-5 с. Возвратиться в и.п.
Лежа, лицом вверх, руки за головой. Верхняя часть спины приподнята, левая нога согнута, пятка прижата к ягодице. Правая нога выпрямлена. Скользя пятками по полу, переменить положение ног.
Стоя, небольшой наклон туловища вперед, руки в стороны, ладони вверх. Медленно проводить круговые движения рук.
Сидя, ноги врозь, руки на коленях. 1- наклон вперед, плечами коснуться колен. 2 – и.п. Руки между ног послать вперед до касания пола. 4 – и.п.
Упор лежа. Правую (левую) ногу поставить на уровень пояса не меняя положение туловища. Подержать это положение 3-4 с.
Упор сидя сзади. 1- поднять ноги в угол; 2- согнуть ноги и опустить их справа; 3 – поднять ноги в угол; 4- согнуть ноги и опустить их слева.
Сидя, ноги согнутые и врозь, руки соединены за спиной; 1 – коснуться лбом левого колена; 2 – коснуться лбом правого колена.
Рекомендации по подъему и переносу тяжестей
Позвоночный столб человека играет исключительно важную роль при поднятии и ношении тяжестей. Поднимание тяжестей с согнутой спиной приводит к неравномерной нагрузке на межпозвоночные диски. Внутренний край межпозноночных дисков подвергается большому давлению, поэтому возникает опасность, что может произойти их разрыв. Когда спина прямая, нагрузка на межпозвоночные диски меньше, поскольку она равномерно распределяется по всей его поверхности, в связи с чем, уменьшается риск поражения межпозвоночных дисков.
При поднятии и ношении груза наиболее рациональным способом, надо придерживаться следующих правил:
стойте устойчиво, равномерно распределив вес на все звенья опорно-двигательного аппарата;
подойдите поближе к предмету, который вы собираетесь поднять;
поставьте ноги прямо на ширине плеч;
сгибайтесь в коленях, а не в талии. При поднятии тяжести колени должны быть в согнутом положении;
втяните живот и ягодицы;
поднимайте груз с прямой спиной, избегая прогибания позвоночника;
держите груз как можно ближе к телу (уменьшается плечо рычага);
поднимайте груз, используя силу ног;
избегайте поднимать груз одновременно с поворотом туловища.
Как не надо поднимать тяжести
Если у вас болит спина, не поднимайте тяжестей.
Если у вас были неприятности со спиной в прошлом, не поднимайте тяжестей.
Не поднимайте слишком тяжелых предметов.
Если вы неустойчиво стоите на ногах, не поднимайте тяжестей.
Не перегибайтесь в талии, чтобы поднять что- то.
Не сгибайте спину при поднятии или переноске тяжестей.
Не поднимайте тяжести слишком быстро или рывком.
Не изгибайте позвоночник, когда держите что-нибудь. Поворачивайтесь всем телом, от головы до стоп.
Не поднимайте одной рукой тяжелый предмет, другой – легкий. Уравновешивайте нагрузку.
Не пытайтесь поднять какой-то предмет, если держите что-то в руках.
Другой способ щадить позвоночник – спать на кровати с жесткой основой, а не стремиться к моделям типа гамака. Необходимо по возможности укреплять мускулатуру живота и спины путем физической тренировки, чтобы лучше стабилизировать позвоночный столб.
— Оптимальным следует считать такой вес тела, при котором Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Не руководствуйтесь «модными» критериями веса тела. Мода на вес тела изменчива и не имеет ничего общего с физическим здоровьем.
— Не пытайтесь «бороться» с собственным весом не учитывая при этом свою генетическую (наследственную) предрасположенность. Ставьте перед собой реальные задачи с учетом вашего типа телосложения.
— Относитесь критически к использованию различных нормативных таблиц. Фактически все нормативные таблицы по оценке веса тела не учитывают состава (композиции) массы тела. Запомните: для объективной оценки физического состояния не так важен показатель абсолютного веса тела, как его состав (композиция).
— Не форсируйте «сгонку » веса. Настройтесь на постепенное его снижение 0,5 — 0,7 кг в неделю. Резкий сброс веса может привести к негативным последствиям.
— Не падайте духом, если абсолютный вес тела не снизился даже после длительных и активных мер. Вполне возможно, что при этом произошли положительные изменения в составе (композиции) массы тела (уменьшилось содержание жира при одновременном приросте мышечной массы). Только в ее «недрах» сжигаются излишки жира.
— Коррекция веса тела только с помощью диеты — малоэффективна. По прекращению курса вес вскоре достигнет прежнего (а иногда и более высокого) уровня. Причем, если снижение веса происходило за счет жировой и мышечной ткани, то его последующий прирост происходит только за счет жира.
Наиболее эффективным путем для решения проблем коррекции веса является применение комплексных программ сбалансированного питания и целенаправленных физических упражнений. Применение физических нагрузок (упражнений) для коррекции веса тела является более эффективным средством. Физические нагрузки являются основным катализатором жирорасщепляющих реакций.
Бытующее мнение о том, что опасным для здоровья является лишь избыточное содержание жира – ошибочно. Недостаточное содержание жира в организме столь же нежалательно, как и его излишки
Конкретный выбор физических упражнений (нагрузок) зависит от цели: снижение или увеличение веса тела, изменение баланса жирового и мышечного компонента в композиции тела.
Физические упражнения, способствующие эффективному сжиганию жира отличаются следующими признаками:
1) относительно низкой интенсивностью (пульс 120-140 уд/мин.);
2) достаточной длительностью (10-15 мин и более);
3) включение в работу наиболее крупных мышечных групп.
К числу таких упражнений (т. е. аэробных) относятся: легкий бег трусцой, езда на велосипеде или велотренажере, элементы ритмических танцев и др.
Физические упражнения, способствующие эффективному росту мышечной массы имеют следующие признаки:
1) достаточно высокая мощность физических нагрузок;
2) избирательное включение в работу тех мышечных групп, где требуется увеличить их объем и вес;
3) упражнения выполняются до появления чувства утомления. Целесообразно их выполнение в виде серий (несколько повторений с паузами отдыха между ними).
К числу таких (т.е. анаэробных) упражнений относятся: упражнения с собственным весом (отжимания, приседания, прыжки, подтягивания), с гантелями, штангой, силовые тренажеры для отдельных мышечных групп.
— Мнение о том, что устранение излишков жировых отложений на конкретном участке тела возможно лишь при применении физических воздействий именно в этой зоне — ошибочно. Жировой обмен осуществляется единой метаболической системой организма. Поэтому при физической деятельности жир будет сжигаться на всех участках тела, независимо от места воздействия физических нагрузок. Но в наибольшей степени сжигаться жир будет там, где особенно велики его запасы.
Вывод: Сделайте анализ собственной осанки и форм стоп и разработайте комплекс физических упражнений для коррекции своего физического развития на следующий семестр.
МОБУ «Каменносарминская ООШ»
Урок по биологии в 8 классе
«Нарушение осанки и плоскостопие»
Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.
Учитель: Фасахова Анна Владимировна
с. Каменная Сарма
Самоанализ открытого урока по биологии в 8 классе
«Нарушение осанки и плоскостопие» 22.10.13
Образовательная: Познакомить с различными видами нарушения осанки;
Развивающая: развитие способности к анализу и синтезу;
Воспитательная: воспитание потребности в гигиене.
Предметные УУД Определить главные Причины нарушения осанки и плоскостопия.
Познавательные— овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.
Коммуникативные — развитие способности слушать собеседника, вести диалог с учителем.
Личностные — осознание роли ЗОЖ в формировании осанки и стопы.
Тип: Урок усвоения нового материала
Методы и формы обучения: объяснительно-исслюстративные, диалог, частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Презентация по теме урока, карточки с видами искривлений позвоночника, карточки “Признаки правильной осанки” , рисунки на доске, карточки для этапа рефлексии «Рожицы»
Технология: технология проблемного обучения, технология оценивания, здоровьесберегающие технологии.
Организационная структура урока.
Этапы урока соблюдались.
Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Проверка домашнего задания
-фронтальный опрос всех учащихся. Оценивание ответа однокласника
-Повторение. Опрос по вопросам (ошибки в срезе) «Скелет» (оценивание)
В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: диалог с учащимися о новинках одежды. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: «Будет ли эта модная одежда смотреться на людях с явными нарушениями осанки?»
Используется прием «Третий лишний» (рисунки на доске)
Межпредметная связь с русским языком: с помощью ключевых слов «внешняя привлекательность», «первое впечатление», «осанка» составить краткий рассказ.
Учителем ведется побуждающий диалог с учащимися о вреде нарушений позвоночника и плоскостопия. Учащиеся формулируют цель урока самостоятельно. Данный этап оценивается (каждый ученик).
Этап изучения нового материала
Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы.
Проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».
Проблемный вопрос: Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мною?
Проблемный вопрос: «Почему необходимо беречь осанку с раннего детства?»
Используются эпиграфы А. П.Чехова об анатомии, древнегреческих ученых о роли бега в жизни человека, Джесси Банкрофта об осанке школьников с целью развития коммуникативных УУД.
Учащиеся высказывают свое мнение что же такое «осанка». За активность на данном этапе урока дети получают соответствующие оценки.
Ведется работа в тетради-составляется кластер «Сколиоз». Происходит знакомство с ранее неизвестными терминами «лордоз» и «кифоз» ( сказочный элемент «Бабы Яги»).
Немаловажное значение отводится ЗОЖ. (Проблемный вопрос: «Почему необходимо беречь осанку с раннего детства?»,Как следует поднимать тяжести? Сидеть за компьютером? Носить каблуки?). Учащиеся готовят доклады. Учащиеся материал готовят задолго до урока (кроме Петрова Г).
Межпредметная связь с физической культурой: эпиграф древних греков о беге, диалог с учащимися.
Проверяется выполнение практического домашнего задания, изготовить свой свод стопы на наличие или отсутствие плоскостопия. Данное задание выполняет лишь 50% учеников. Наглядно определяется отсутствие плоскостопия у детей. Выставляются оценки за этап.
Проводится работа с таблицами на доске (профилактика плоскостопия)
Эксперимент «Определение осанки»
«Реставратор». Взаимопроверка. Выставление оценок
Используются стихотворения про ЗОЖ, кифоз и сколиоз.
Из здоровьесберегающих технологий проводятся упражнения (физминутка). За активность на этапе физминутки ученики получают оценки.
Проводится рефлексия «Рожицы». Все учащиеся поднимают смайлики с хорошим настроением.
Домашнее задание творческое — написать эссе «Моя осанка»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии –«смайлики» «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито хорошо, оценки одноклассникам выставлены объективно.
Предложения: продумать задания различной направленности на этапе закрепления материала.
Учитель биологии: ________________А. В.Фасахова
Источники информации: проблемные вопросы с сайта:
Министерство образования РФ
Череповецкий государственный университет
Кафедра анатомии и физиологии
на тему: «Осанка и плоскостопие»
1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………3
1.2 Факторы, определяющие осанку………………………………………. 3
1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей……………………………………………………………………………4
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………5
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………5
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника…………………………………………………………………….6
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости………………………. 7
3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..8
3. Профилактика плоскостопия………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………….18
1. Нормальная осанка.
Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка — одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
1.1. Признаки правильной осанки
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.
1.2.Факторы, определяющие осанку
Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.
· Длина и форма конечностей . Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец — это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
· Угол наклона таза — угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин — 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
· Положение и форма позвоночника . В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;
· Положение лопаток . В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
· Степень развития мускулатуры . В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие — к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого — 35 — 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
· Наличие хронических болезней . Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.
1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
2. Виды нарушений осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на
уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех
Если из под ногтя на ноге выходит жидкость
Артроз симптомы лечение народными средствами